Акмеология рассматривает растущего человека, наблюдая его качественное развитие. Особо важное место в акмеологии занимают понятия творческой самореализации в ходе профессиональной деятельности. Кроме упомянутых выше Ананьева и Кузьминой акмеологию изучают Е.И. Степанова, А.А. Бодалев, В.Н. Максимова. Главные методы акмеологии: парные сравнения, шкалирование, моделирование. Объекты акмеологии: личность, образовательный процесс, педагогические системы, образовательные системы и управленческие системы.
Специалисты акмеологии установили, что показателями творческого потенциала являются высокая энергетика, рост динамизма, интенсивность и полнота ощущений, психологический комфорт, собранность и сосредоточенность.
В развитии личности возможен также регресс, отступление, отход от достигнутого, так как происходит растрата сил, истощение нервной системы, расслабление, вялость, упадок сил, потеря темпа, общая пассивность. Причины регресса связаны с личными изменениями, такими как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, вынужденный переезд, а также с изменениями статуса, неудачами в жизни или в учебе.
Глобальной целью акмеологических усилий является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья нации и всего человечества.
Новое направление акмеологии возникло в конце 20 века и получило название акмеософии – сотрудничества разных школ и подходов для синтезирования интеграции полученных в исследованиях знаний.
Появилось и еще одно дочернее направление – креасофия – изучение законов развития творчества и формирование творческой личности уже со школьных лет. Активная трудовая и учебная деятельность оказывает прямое влияние на развитие интеллекта. Сохранность интеллектуальной работоспособности находится в прямой зависимости от взаимосвязанного влияния таких факторов как возраст, труд, образование. Пока недостаточно изучалось гендерное воздействие, но выявлено, что у женщин нередко распространена недооценка себя, своих потенциальных возможностей.
В 21 веке важно формировать способности личности адаптироваться в меняющемся мире, быть готовым осваивать новую информацию, изменять окружающий мир и самого себя, постоянно саморазвиваться.
Учение о связи внешнего облика человека с его характером существует еще со времен античности. Существует множество наблюдений, которые почти всегда подтверждаются. Вот пример некоторых из них:
· Люди маленького роста ходят большими шагами и часто амбициозны (имеют большие притязания);
· Полные люди чаще имеют покладистый характер;
· Мужчины атлетического телосложения уверены в себе;
· Худощавые часто подозрительны.
Проявление психологических особенностей во внешнем облике человека изучали отечественные исследователи А.А. Богдалев, В.Н. Панферов, Б.В. Вершинин. Очень популярна в России переведенная на русский язык в 1992 году книга Аллана Пиза «Язык телодвижений»
ü Студентам можно предложить следующие практические задания для работы в микрогруппах.
- По репродукции картины Ивана Крамского «Незнакомка» определить, какие психологические особенности сумел автор запечатлеть в изображении внешнего облика молодой женщины;
- Из группы выбираются два добровольца. Они садятся вполоборота к остальной группе. Одному из них предлагается в течение двух минут о чем – то приятном (например, о каникулах), а другому – о неприятном (об экзаменах). Задача остальной группы определить, кто из них думал о приятном, а кто – о приятном. Обсудить, на какие признаки обращали внимание, выполняя задание.
- Изобразить с помощью типичных жестов и походки представителей различных социальных и профессиональных групп (пенсионерку, «нового русского» и т.д.)
- Попытайтесь проанализировать свой сон, описав встречающиеся в нем образы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.