- Игра «Угадай эмоцию». Студенты получают карточки с названием различных эмоций. Задача – показать эту эмоцию с помощью мимики, жестов, позы, но без слов. Задача для остальных – отгадать, какая эмоция была представлена.
Б.Ф. Ломов определяет деятельность как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру. В обыденном сознании синонимом деятельности называют труд, дело, занятие. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным. Деятельность многомерна, выделяют не менее 7 ее видов:
- духовная
- практическая
- исполнительная
- творческая
- индивидуальная
- коллективная
- познавательная.
Изучают деятельность не только психологи, но и философы, историки, культурологи, педагоги, а так же физиологи и врачи.
Познание долгие века связывали с созерцанием. Ныне доказано, что результаты познания зависят и от объекта и от собственной деятельности объекта.
Исходная категория психологии – предметная деятельность, понимания которой претерпело серьезные изменения в истории человеческой культуры. Для античной цивилизации главными видами были политическая и гражданская ответственность, для Аристотеля и Платона теоретическое созерцание важнее практической деятельности. В период Средневековья ценились хозяйственная деятельность, религиозно – этическое достоинство практической деятельности, труд во имя любви к ближнему и Богу. В период Возрождения признается индивидуалистическая ориентация человека, его внутренние потребности и нужды. Иммануил Кант провозгласил примат практического разума над теоретическим, исследовал проявления воли и свободы человека. Гегель анализировал духовную деятельность и ее высшую форму – рефлексию, самосознание, взаимосвязь цели и средств. «Истинное бытие человека есть его действие, индивидуальность действительна». Свою «феноменологию духа» Гегель назвал системой психологии. В XIX, XX веках распространена многоплановость и многоаспектность понятия деятельности. Известный философ Санкт – Петербурга М.С. Коган утверждает: «Ответить на вопрос, что такое человеческая деятельность, значит выяснить, что представляет собой сам человек». В XX веке закрепилось выражение «Homo agens» - человек действующий. Способ существования человека в обществе в целом – его деятельность.
У неживой природы элементарная активность. У человека активность биологическая и социальная, которую мы называем деятельностью. У неживых систем внешняя детерминация доминирует над внутренней, а у человека, наоборот, важнее внутренние причины, мотивы. Деятельность обладает преобразовательным характером, она продуктивна, в ней присутствует творческое начало. Растения обладают реактивностью, все живое – активностью. Только человек способен к воспроизведению сверхприродных условий своего бытия, т.е. к социальным отношениям, культуре.
Сознательность и целесообразность – важнейшие характеристики деятельности человека. Огромную роль играет общение, которое можно назвать коммуникативной деятельностью.
Человеческие знания выявляются только в деятельности.
Потребность |
Задача |
Мотив |
Цель |
Условия |
Деятельность |
Действие |
Операция |
Рис. 8. Психологическое строение индивидуальной деятельности (по А.Н. Леонтьеву).
Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их конкретного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их конкретного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на удовлетворение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.