Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 18

Игра «Угадай эмоцию». Студенты получают карточки с названием различных эмоций. Задача – показать эту эмоцию с помощью мимики, жестов, позы, но без слов. Задача для остальных – отгадать, какая эмоция была представлена.

Методологические проблемы психологии деятельности.

            Б.Ф. Ломов определяет деятельность как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру. В обыденном сознании синонимом деятельности называют труд, дело, занятие. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным. Деятельность многомерна, выделяют не менее 7 ее видов:

-  духовная

-  практическая

-  исполнительная

-  творческая

-  индивидуальная

-  коллективная

-  познавательная.

Изучают деятельность не только психологи, но и философы, историки, культурологи, педагоги,  а так же физиологи и врачи.

Познание долгие века связывали с созерцанием. Ныне доказано, что результаты познания зависят и от объекта и от собственной деятельности объекта.

Исходная категория психологии – предметная деятельность, понимания которой претерпело серьезные изменения в истории человеческой культуры. Для античной цивилизации главными видами были политическая и гражданская ответственность, для Аристотеля и Платона теоретическое созерцание важнее практической деятельности. В период Средневековья ценились хозяйственная деятельность, религиозно – этическое достоинство практической деятельности, труд во имя любви к ближнему и Богу. В период Возрождения признается индивидуалистическая ориентация человека, его внутренние потребности и нужды. Иммануил Кант провозгласил примат практического разума над теоретическим, исследовал проявления воли и свободы человека. Гегель анализировал духовную деятельность  и ее высшую форму – рефлексию, самосознание, взаимосвязь цели и средств. «Истинное бытие человека есть его действие, индивидуальность действительна». Свою «феноменологию духа» Гегель назвал системой психологии. В XIX, XX веках распространена  многоплановость и многоаспектность понятия деятельности. Известный философ Санкт – Петербурга М.С. Коган утверждает: «Ответить на вопрос, что такое человеческая деятельность, значит выяснить, что представляет собой сам человек». В XX веке закрепилось выражение «Homo  agens» - человек действующий. Способ существования человека в обществе в целом – его деятельность.

У неживой природы элементарная активность. У человека активность биологическая и социальная, которую мы называем деятельностью. У неживых систем внешняя детерминация доминирует над внутренней, а у человека, наоборот, важнее внутренние причины, мотивы. Деятельность обладает преобразовательным характером, она продуктивна, в ней присутствует творческое начало. Растения обладают реактивностью, все живое – активностью. Только человек способен к воспроизведению сверхприродных условий своего бытия, т.е. к социальным отношениям, культуре.

Сознательность и целесообразность – важнейшие характеристики деятельности человека. Огромную роль играет общение, которое можно назвать коммуникативной деятельностью.

Человеческие знания выявляются только в деятельности.

Потребность

Задача

Мотив

Цель

Условия

Деятельность

Действие

Операция

Рис. 8. Психологическое строение индивидуальной деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их конкретного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены  потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком  формулировании их конкретного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать  та или иная деятельность, направленная на удовлетворение.