Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 16

-  Вспомнить сказку «Репка». Обсудить, как важна интеграция сообщества для решения задачи, непосильной для одиночки; активность всех; ценность даже «самого маленького» в общественном деле.

-  Составить (письменно) психологический портрет личности, связанный с определенной ролью, статусом или профессиональной принадлежностью (воспитателя детского сада, директора завода).

-  Соотнести на конкретных примерах категории индивид, личность, индивидуальность.

Аксеология личности.

Каждый человек стоит столько,

сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Марк Аврелий

            Аксеология – часть философии, изучающая ценности человека. Ценность определяет выбор поступка. Большое развитие  аксеология получила со второй половины 19 века. Но и древние философы много писали и думали о ценностях. Чисто этимологически существует связь слов: цена, оценка, ценность.  Понятие «достоинство» связано со «стоимостью», но имеет и экономический, и моральный аспекты.

            Иммануил Кант в книге «Критика способности суждения» подробно раскрыл суть ценности, прежде всего в моральном плане.

            Фридрих Ницше был убежден в необходимости коренной ломки всех ранних представлений, в переоценке всех прошлых ценностей, увязывал «ценность» со «стоимостью».

            Сфера ценностей широка. Важен анализ мира красоты, добра, справедливости.

            Математика и естественные науки опираются только на объективные данные вне теории ценностей. Закон всемирного тяготения одинаков и в Москве, и в Лондоне.

            Для философии и психологии общие законы и закономерности обладают и ценностной природой.

            Худшие нравственные ориентации связаны с приобретательством и потребительством. Это хамство, хищничество, воровство, жадное обогащение, все виды аморализма, преступность и предательство.

            Лучшее в человеке – честность и духовность, справедливость и человечность, стыд за бессмыслие. Ценности – это не только удовольствие, хотя удовольствие тоже является ценностью.

Ценности – это вообще все, что субъективно важно для человека. У каждого может быть своя система ценностей. Но в каждом обществе есть определенный набор ценностей. Есть и понятие общечеловеческих ценностей. В основной христианской священной книге – Библии – сказано о десяти библейских заповедях, записанных на двух скрижалях. Первые четыре – религиозные, определяют отношение человека к Богу, а последние шесть – общечеловеческие: «Чти отца и мать свою»; «Не убий»; «Не прелюбодействуй»; «Не лжесвидетельствуй», «Не возжелай жены ближнего своего, ни дома его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего своего». Эти ценности освящены веками. Важнейшие ценности – это ценности жизни и ценности семьи, затем ценности образования и культуры. За последние 10 лет для многих в России богатство стало основной ценностью. Говоря о богатстве, важно иметь в виду, что ничего плохого, конечно, в этом нет, лишь бы богатство было получено легальными способами. Веками складывалось отрицательное отношение к богатству, т.к. часто богатыми становились нечестные люди, разбойники и преступники. «От работ праведных не наживешь палат каменных», - говорили люди.

Акмеология.

Эта наука занимается изучением смысла и назначения человека, продвижением от Я – реального к Я – идеальному, пониманием человека своего жизненного пути как восхождение к совершенству, поиском смысла  назначения своей жизни.

            Слово «акме» переводится как «вершина». В конце 20 века акмеологией стали называть интегрированное научное направление в человекознании, основной составляющей которого является психология.  Главными понятиями этой науки являются: зрелость, компетентность, профессионализм, культура. Еще Б.Г. Ананьев  отмечал важность акмеологического идеала, выявление сущностных, инвариантных и оптимальных характеристик и человека, и способов его деятельности.  В Санкт – Петербурге создана акмеологическая академия, во главе которой стоит Н.В. Кузьмина, подчеркивающая необходимость для каждого личностного самосовершенствования, саморазвития, самореализации. Предмет акмеологии – развитие человека в образовательной среде, поэтому теснее всего акмеология связана с педагогикой  и психологией. Нет человека, который не задавал бы себе вопросов: как выжить? Как добиться успеха? Как реализовать себя в сложных условиях труда?