Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 28

Понятия тесно связаны с системой категорий. Иногда слова «понятийный аппарат» рассматривают синонимом «категориального аппарата».

Главное требование к понятиям и категориям науки их достаточность и полнота. Важно, чтобы через понятия и категории можно было бы раскрыть предмет науки во всех основных отношениях и определить область исследований.

Любое понятие, обладая всеобщностью, позволяет рассматривать большое множество явлений, но лишь в одном определенном аспекте, раскрывая свойства одного порядка.

Например, исследуя познавательные процессы, можно опираться только на понятие отражения. Изучая эмоциональные и волевые процессы, важно обратиться к проблемам деятельности, личности, общения, а понятие отражения тоже имеет определенное, но не ведущее значение.

Система базовых категорий и основных понятий дает возможность понять психические явления во множестве внешних и внутренних связей, отношений, в которых эти явления реально существуют.

На основе категорий формируется весь понятийный аппарат психологической науки.

Не на все понятия существует однозначное мнение. Так, ведутся споры о соотношении понятий «поведение» и «деятельность». Некоторые считают, что «поведение» относится только к животным, а «деятельность» только к человеку. Другие рассматривают поведение как одну из «проекций» деятельности. Поведение следует относить к базовым понятиям психологии, его следует тщательно изучать.

Речь.

Нет мыслей вне ее выражения в языке, причем поиски слова – это, в сущности поиски мысли.

Язык в гораздо большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, об его отношении к окружающему миру и к самому себе.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды, если она «затягивает».

Мы выделяем пять основных видов речевого общения: развлекательный, когда важнее всего интерес, занимательность; информационный – приобретение новых знаний и сведений; воодушевляющая – адресованная к нашим чувствам, эмоциям; убеждающая – связанная с логическими доказательствами и призывающая к реальным действиям.

К речи предъявляются множество требований, важнейшие из которых: правильность, точность, ясность, богатство, образность, эмоциональность.

Практическому психологу необходимо учиться произносить такую простейшую фразу как «иди сюда» с 15 – 20 интонационными оттенками.

В речи всегда радуют яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы.

Осознаваемое слово-понятие указывает на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов, явлений.

Средство общения – сообщение, средство мышления обобщенная мысль, соединенная со словом.

Без языка и речи сознание не мыслимо. Язык – важнейший соавтор мышления. Мы впитываем и эпоху, и прошлый век через язык. Язык так же богат, как сама жизнь. Язык отличается гибкостью, готовностью к переменам.

Суть хорошего владения речью – умение сказать все, что нужно и не более того, что необходимо. Уметь защитить свое мнение, говорить красиво, правильно. Вред приносит многословие, слова-паразиты, а так же вульгаризмы и грубости.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести!

                                                                                      Владимир Шефнер

Каждое слово в русском языке – богатом, образованном имеет свой глубинный смысл. Существенны ударения, люди религиозные называют священнослужителей Се’ргий, Алек’сий, а не по бытовому Серге’й, Алексе’й.

Овладение языком – сложный, многоуровневый процесс. По исследованиям Б.Г. Ананьева, наилучшие речевые результаты фиксируются в возрасте 35 – 40 лет. В речи существенны правильность, разнообразие, выразительность, точность, логичность, уместность в той или иной ситуации.