- обобщенность
- экспрессивность
- вариативность
- глубина понимания.
Воображение и интуиция – фундамент творчества. А что мешает творчеству и творческому развитию личности? Вопрос отнюдь не праздный. Каждому человеку даны от рождения и силы и способности, но далеко не большинству людей удается реализовать их и жить творчески.
Исследованиями Л.Н. Лесохиной было установлено, что очень многое зависит от периода школьного ученичества, от того, как в школе были развиты способности детей и происходило ли духовное «возвышение» их потребностей. Оказалось, что социальное поведение человека на многие годы определяется способами школьного обучения, что, например, сложившаяся в школьный период психология «троечника» впоследствии может сопутствовать человеку всю жизнь.
Еще одна беда – страх, поглощающий человеческие силы и способности. Страх, что не получится, не удастся справиться, способен парализовать, убить все творческое.
Главным методом активизации творчества, особенно в процессе обучения, выступает мозговой штурм (когда каждый высказывает свое мнение, происходит фокусирование на основном и присутствует готовность критиковать любые устоявшиеся идеи и задавать самые разнообразные вопросы).
Творчество – целый интегральный акт, преодоление психикой инерции, сосредоточение на объекте. Творческое же воображение заключается в создании новых образов, представлений путем переработки того, что было получено в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Нередко помогают решать творческие задачи сны. Подлинная продуктивность мозга – это его воображение.
«Кто с легкостью воображает – быстрей других соображает» - говорит пословица.
Творческий процесс может быть описан как метафорическое мышление. В основе творческого мышления – комплекс пространственных образов, неразделимых со словом. В основе такого мышления лежит установление дальних ассоциативных связей, например, осень – старость. Метафоричность помогает снизить смысловое расстояние между отдаленными образами предметов, символами и понятиями. Неожиданное соединение в единое целое нескольких несопоставимых частей – процесс воображения – характерно для творчества.
В исследованиях выяснилось, что понимание метафор тесно связано с успеваемостью школьников. Отличники быстро, легко и правильно понимают 90% метафор, у учеников с плохой успеваемостью правильных ответов было всего 41%.
Задания студентам*:
- Составьте рассказы на тему «Дом», используя различные метафоры и идиоматические выражения.
- Объясните фразы «Горит Восток» и «Горит дом».
- Что значит идиома «Лезть в бутылку».
- Раскройте смысл высказывания «Человек семи пядей во лбу».
Психологу, работающему в школе, можно предложить обсудить с учителями-предметниками 9 заповедей творческого учителя:
- Не соглашайся с ответом ученика, если он затвердил ответ и принял на веру. Требуй доказательств.
- Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, то есть попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.
- Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая раскрыть для них что-то новое.
- Постоянно помни – обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьника.
- Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.
- Уважай вои собственные «сумасшедшие идеи» и прививай вкус к нестандартному мышлению.
- Никогда не говори: «Нам некогда обсуждать твою глупую идею».
- Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, поощрения.
- Не бывает постоянной методики и раз и навсегда установленной программы.
Психология таланта.
Уже никто не отрицает, что талант дается нам свыше. Это своего рода шанс совершить, осуществить нечто важное, чтобы идти вперед, расти, развиваться, реализовывать что-то намеченное свыше. Для осуществления таланта необходимо прикладывать душевные или фантазийные усилия, от чего-то отказываясь, что-то изменяя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.