Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 13

Метафизика в дословном переводе означает «то, что следует после физики». Этот термин возник еще в I веке до н.э. и обозначал философское наследие Аристотеля. Суть метафизики – исследование высших, недоступных для органов чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных начал всего существующего, причем обязательно для всех наук. Нередко под метафизикой сегодня понимают антидиалектрический способ мышления, односторонность в познании, когда вещи и явления рассматриваются как неизменные и независимые друг от друга, отрицаются внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Впервые термин «метафизика» в смысле «антидиалектика» употребил великий французский философ Георг Гегель (1770 – 1831). В психологии под «метафизической парадигмой» подразумевается абсолютизация любых сторон и моментов познавательного процесса.

Принято также рассмотрение в психологии двух парадигм: естественнонаучной или сциенистской (от лат. «знание») и гуманитарной, причем вторая, то есть гуманитарная применима в науках о человеке и обществе. Сциентизм – это мировоззрение, рассматривающее науку и ее успехи в качестве главного фактора прогресса в истории и средства решения социальных проблем. Новый министр образования России Андрей Фурсенко в марте 2004 года отметил необходимость развития науки как части культуры, способной улучшать жизнь нашей страны и людей.

Естественнонаучная парадигма называется также классической, она опирается на ценность объективного и предметного знания (объективной истины) и ценность новизны – постоянного приращения знаний о мире. Исследователь занимал позицию извне, позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Главным выступал индуктивный метод – от отдельных фактов к обобщению. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования – критерий его истинности. Широко практикуются математические, количественные методы обработки полученных данных. Важен и принцип полезности, использования научного знания.

Во многих современных направлениях психологии сциентизм остается главным подходом. Субъект познания остается вне исследования. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов, превращается в источник информации, над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту. В таком исследовании человек пассивен и должен точно следовать данной ему инструкции, отвечать на поставленные вопросы, информировать о своих психических процессах и состояниях. Это препятствует полноценному изучению человеческой субъективности, индивидуальности, духовной сущности.

Гуманитарная парадигма, которую еще называют постклассической, обращена к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Ее суть – внесение «человеческого измерения» во все сферы общественной жизни. Объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических. В гуманитарном знании реализуется единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. В гуманитарных науках на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Гуманитарное познание никогда не может быть окончательным и единственно верным, так как изменчивы социальные явления, продукты культуры, каждое новое поколение оценивает заново продукты деятельности человека и его самого. Важным выступает понимание, то есть не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Огромную роль приобретает личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому. Исследователь вступает в диалог с тем, кого изучает. При этом происходит изменение, развитие обоих субъектов общения, причем количественные методы применяются лишь ограничено, особенно это касается педагогической деятельности. Если в учащемся видеть только объект, то весь педагогический процесс становиться бездетным и безличным. В XX веке появилось различие объясняющей и понимающей психологии. Суть объясняющей психологии в стремлении к формализации, а суть понимающей в опоре на связь психических явлений с прижизненно приобретенным внутренним опытом человека.