Методическое пособие для подготовки к семинарам по курсу «Методологические основы психологии», страница 25

Тип куль-туры

Образ потреб-ного будущего

Ценно-стные уста-новки культуры

Образова-тельная пара-дигма

Цели образования

Среды обитания

Виды поведения

Способы достижения

Характер управления

Эффект для культуры

Прогноз в ситуации кризиса

Культура полезности

Моноцелевой образ (тоталетаризм; фундаментализм)

Выживание, равновесие, адоптация, потребление, эксплуатация, манипуляция («обладать многим»)

Унитарная, ориентация на дрессуру, усвоение «знаний, умений,, навыков»

1.  Безопасность, конформизм.

2.  Комфортность, адаптация к типовым ситуациям, узкая специализация

1.  Стационарный мир

Реактивный

1.  Набор встроенных стандартных, видотипич-ных программ поведения; ритуалы.

2.  Использование схем прошлого опыта, перебор в памяти существующих вариантов решения задач; традиция.

Детерминистский, административно-командный, директивный, «распредилительный», мобилизационный, ориентация на функционирование и оперативное планирование

1.Сохране-ние культуры в условиях стационарного мира.

2.Простое воспроизведение культуры

1.Деградация культуры

2.Высокая вероятность инволюции в критических ситуациях

2. Мир как набор шаблонов

Репродуктивный

Культура достоинства

Полицелевой образ (гражданское либеральное, демократическое, толерантное, открытое общество)

Развитие, поиск, ориентация на индивидуальность, свобода («быть многим»)

Вариативная, развивающая, смысловая

Формирование цело-стной картины мира, обеспечивающий решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций; универча

Изменяющийся коммуникативный мир

Проблемно-поисковый, креативный

Преобразование мира, порождение новых целей и задач, тенденция к постановке сверхзадач; инновация.

Вероятностный, управление качеством, управление рисками, программно-целевой, ориентаци

Расшире-ние возможностей развития общества и личности

Повышение конкурентно-способности общества и личности в критических ситуациях, рост разнообразия культур


Этнопсихология с методологических позиций.

В 1859 году немецкие исследователи М. Лацарус и Х. Штейнталь ввели в научный обиход понятие «психология народа». В современных исследованиях прослеживаются три тенденции:

-  культурный релятивизм, утверждение, что все народы и все культуры равны по значимости и ценности;

-  абсолютизм, представление одного этноса более интеллектуальным или более депрессивным, чем другой, то есть признание превосходства одних народов над другими;

-  универсализм, мнение о том, общие базовые психологические феномены, этносы равны, отличаются друг от друга лишь внешне.

Большинство специалистов называют шесть признаков этноса: общность языка, общность территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и принадлежность к одному государству.

В течение исторического развития человечества происходили изменения от племен при первобытнообщинном строе к народам при рабовладении и феодализме, и к нациям при капитализме.

За последний век возникли и переходные этнические группы, иммигранты первого, второго и более поздних поколений. Такие государства как Соединенные Штаты Америки, Канада и Австралия созданы иммигрантами. После I Мировой войны 1914 – 1918 года исчезли имперские государства Австро-Венгрия, Оттоманская Турция, Имперская Германия, Царская Россия. В 1991 году перестал существовать и многонациональный Советский Союз. После II Мировой войны (1938 – 1945) распространились этнические чистки – насильственные перемещения населения в Восточной Европе, Индии, Палестине, появились новые государства.