Тип куль-туры |
Образ потреб-ного будущего |
Ценно-стные уста-новки культуры |
Образова-тельная пара-дигма |
Цели образования |
Среды обитания |
Виды поведения |
Способы достижения |
Характер управления |
Эффект для культуры |
Прогноз в ситуации кризиса |
Культура полезности |
Моноцелевой образ (тоталетаризм; фундаментализм) |
Выживание, равновесие, адоптация, потребление, эксплуатация, манипуляция («обладать многим») |
Унитарная, ориентация на дрессуру, усвоение «знаний, умений,, навыков» |
1. Безопасность, конформизм. 2. Комфортность, адаптация к типовым ситуациям, узкая специализация |
1. Стационарный мир |
Реактивный |
1. Набор встроенных стандартных, видотипич-ных программ поведения; ритуалы. 2. Использование схем прошлого опыта, перебор в памяти существующих вариантов решения задач; традиция. |
Детерминистский, административно-командный, директивный, «распредилительный», мобилизационный, ориентация на функционирование и оперативное планирование |
1.Сохране-ние культуры в условиях стационарного мира. 2.Простое воспроизведение культуры |
1.Деградация культуры 2.Высокая вероятность инволюции в критических ситуациях |
2. Мир как набор шаблонов |
Репродуктивный |
|||||||||
Культура достоинства |
Полицелевой образ (гражданское либеральное, демократическое, толерантное, открытое общество) |
Развитие, поиск, ориентация на индивидуальность, свобода («быть многим») |
Вариативная, развивающая, смысловая |
Формирование цело-стной картины мира, обеспечивающий решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций; универча |
Изменяющийся коммуникативный мир |
Проблемно-поисковый, креативный |
Преобразование мира, порождение новых целей и задач, тенденция к постановке сверхзадач; инновация. |
Вероятностный, управление качеством, управление рисками, программно-целевой, ориентаци |
Расшире-ние возможностей развития общества и личности |
Повышение конкурентно-способности общества и личности в критических ситуациях, рост разнообразия культур |
Этнопсихология с методологических позиций.
В 1859 году немецкие исследователи М. Лацарус и Х. Штейнталь ввели в научный обиход понятие «психология народа». В современных исследованиях прослеживаются три тенденции:
- культурный релятивизм, утверждение, что все народы и все культуры равны по значимости и ценности;
- абсолютизм, представление одного этноса более интеллектуальным или более депрессивным, чем другой, то есть признание превосходства одних народов над другими;
- универсализм, мнение о том, общие базовые психологические феномены, этносы равны, отличаются друг от друга лишь внешне.
Большинство специалистов называют шесть признаков этноса: общность языка, общность территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и принадлежность к одному государству.
В течение исторического развития человечества происходили изменения от племен при первобытнообщинном строе к народам при рабовладении и феодализме, и к нациям при капитализме.
За последний век возникли и переходные этнические группы, иммигранты первого, второго и более поздних поколений. Такие государства как Соединенные Штаты Америки, Канада и Австралия созданы иммигрантами. После I Мировой войны 1914 – 1918 года исчезли имперские государства Австро-Венгрия, Оттоманская Турция, Имперская Германия, Царская Россия. В 1991 году перестал существовать и многонациональный Советский Союз. После II Мировой войны (1938 – 1945) распространились этнические чистки – насильственные перемещения населения в Восточной Европе, Индии, Палестине, появились новые государства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.