Опираясь на знания, полученные в курсе общей психологии, на семинарском занятии следует обсудить следующие виды мышления:
- продуктивное – репродуктивное
- интуитивное – аналитическое
- пространственное
- образное
- творческое
А также виды интеллекта:
- вербальный
- невербальный
- социальный
Студентам следует назвать и прокомментировать мыслительные операции:
- анализ
- синтез
- обобщение
- сравнение
- систематизация
- классификация
- абстрагирование
- конкретизация
До семинара в качестве подготовки к нему трое или четверо студентов готовят сообщения по теории развития интеллекта Ж. Пиаже по популярно написанной книге Л.Ф. Обуховой «Концепция Ж. Пиаже: за и против», М. 1981; пониманию мышления А.В. Брушлинским по его книге «Мышление и прогнозирование» М. 1979.
На самом семинаре учащиеся в микрогруппах составляют схему из основных понятий, связанных с интеллектом и дающих личностные характеристики.
ü Выполняются практические задания:*
1. по аналогии:
- карандаш – бумага, мел - …
- лежать – кровать, сидеть - …
- сукно – ножницы, дерево - …
- воробей – птица, окунь - …
- бутылка – стекло, топор - …
2. исключение лишнего слова:
- ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
- дряхлый, старый, изношенный, ветхий, маленький
- дом, сарай, изба, хижина, здание
- молоко, сливки, сыр, масло, сало, сметана
3. выберите слова, находящиеся в таком же отношении, как и категории в образце:
- школа – обучение больница – доктор, ученик, учреждение, лечение
- песня – глухой картина – слепой, хромой, художник, рисунок
- нож – сталь стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть
- рыба – сеть муха – комар, решетка, комната, паутина, жужжать
- птица – гнездо человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом
4. Задания на быстроту мыслительной и речевой деятельности. Учитывать скорость выполнения и количество шагов. Заменяя по одной букве превратить:
- муху – в слона
- день – в ночь
- миг – в час
- год – в век
- век – в эру
Любые знания отражают действительность и являются продуктами конструктивной работы мышления.
Суть мышления – воспроизводить связи и отношения объектов реальности.
В знании деятельность обретает законченные формы. Существует противоречие между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности. Субъективизм как способность к абстрагирующему мышлению – необходимо условие всякой интеллектуальной деятельности.
*Использованы материалы С.В.Семеновой «Психология человека» С-Пб, 2003 г.
Следует иметь в виду некоторые серьезные опасности мышления:
- игнорирование отражения внешнего мира;
- отрицание независимой от познания реальности;
- релятивизм как отрицание объективности познания.
Выделяют три вида ума:
· концептуальный, когда человек хорошо решает логические, математические и лингвистические задачи;
· эстетический, когда познание направлено на формы явлений и не проявляется интерес к причинам их возникновения и к их практическому применению;
· социальный – сосредоточенный на межличностных отношениях и человеческих судьбах.
Французский психолог Эдвард де Бони, автор 45 книг, переведенных на 27 языков, бывший в течение многих лет с 1989 года председателем комитета Нобелевских лауреатов, создатель в 1969 году Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию, предложил любопытную теорию о шести шляпах мышления. Его книга в 1997 году была переведена издательством «Питер» на русский язык.
· Белая шляпа – мышление подобно холодному снегу, характеризуется бесстрашной манерой изложения, пристрастием к цифрам, фактам, объективной информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.