Основные этапы развития социальной философии, страница 51

от двух крайних взглядов на цели и смысл прогресса: от "точки зрения только этого света" и от "точки зрения исключительно того света". Это вызвано стремлением сохранить теологический характер концепции, усматривающей смысл человеческого существования в приобщении к богу. Но также он обеспокоен и тем, что люди, уверовавшие в полную бессмысленность и бесцельность земного существования, неизбежно впадут в апатию, утратят стимулы к труду в системе общественного произвзодства, к какому-либо участию в политической жизни и т.д. Поэтому Тойнби отстаивает точку зрения о "мире как о провинции царства божьего". Согласно этой точке зрения мир не может быть духовным испытательным полем, расположенным за пределами царства  божьего; он может быть провинцией этого царства, причем не самой важной, но все же такой, которая имеет столь же абсолютную ценность, как и другие, поэтому в ней духовные действия могут быть и являются в полной мере значимыми и имеющими смысл, единственной вещью, имеющей очевидную и постоянную ценность в мире, где все другие вещи -суета. С этих позиций вершиной земного прогресса явилось бы создание "общих святых", которые были бы "свободными от греха". "Свобода от греха" понимается им не как неспособность к его свершению, а как способность души на своем пути по этой жизни сотрудничать с богом ценой тяжких, мучительных душевных усилий по "трансформации своей человеческой натуры с помощью божьей милости и с искренней надеждой, данной человеку богом, на то, что грех, как смерть, хотя и не может быть уничтожен, но может быть побежден". Путь к духовному и физическому спасению человечества в 50-е гг. Тойнби видел в создании некой "универсальной религиозной системы", которая могла бы возникнуть из синтеза четырех ныне существующих "высших религий": индуизма, христианства, ислама и буддизма. Он ссылается на то, что сама по себе жизнь каждого отдельного индивидуума, даже самого способного, энергичного и удачливого, является бессмысленной, поскольку "он не Может повлиять на ход событий, ни даже обозреть события, с которыми онсвязан, за пределами узких границ, объемлющих не более, чем часть минимального поля деятельности человека-актера"86. Поэтому история в целом и деятельность каждого отдельного индивидуума приобретают смысл лишь тогда, когда они соответствуют призыву бога "действовать в этом мире... в качестве партнера его священного труда". Предпосылка возникновения универсальной религии - создание единого мирового "универеального государства", которое охватило бы всю нашу планету, затем на базе его должно произойти объединение четырех "высших религий" в единую мировую "воинствующую церковь".

125

С середины 60-х гг. Тойнби развивает взгляд на историю как на единое целое, точнее, как на своего рода всеохватывающую цивилизацию. В предисловии к своей последней книге "Диалог Тойнби - Икеды" (1976) он провозгласил рождение всемирной цивилизации: "Мы являемся свидетелями рождения общей всемирной цивилизации, которая возникла в рамках технологического каркаса западного происхождения, но сейчас духовно обогащается благодаря вкладам со стороны всех исторических религиозных цивилизаций". Однако процесс становления единой всемирной по своей сути, цивилизации сопровождается, по Тойнби, глубоким и нарастающим кризисом. Среди признаков, характризующих особо критическое состояние современной цивилизации, историк называет угрозу ядерной войны, загрязнение окружающей среды, чреватое экологической катастрофой, духовный кризис, невыносимость жизни в искусственной среде, созданной человеком и заменившей естественную среду, проблемы урбанизации, дезориентацию и взрывы иррационального насилия, перенаселение, конфронтации между бедным большинством и богатым меньшинством, наконец, проблему преодоления глубокой тоски как психологической цены за механизацию, регламентацию и стандартизацию труда. "Тоскливо, - пишет Тойнби, - зарабатывать больше и больше денег, все более и более легко, когда тебя используют для производства все более и более жестко стандартизированной работы в течение все меньшего и меньшего количества часов в неделю... Работа отделяется от интереса, без чего жизнь делается бессмысленной". Он считал, что жизнь в западном мире все еще болезненна, потому что худшие страдания и трудности человеческой жизни духовные, а не физические. "Только не принимая в расчет духовной стороны жизни и оценивая плохое и хорошее в жизни исключительно в материальном отношении, можно вообразить США земным раем". По его мнению, несправедливо по от­ношению к людям получать спекулятивную частную прибыль от земли, которая "является одним из средств жизненной необходимости и которая доступна лишь в ограниченном количестве". Как и другие средства жизненной необходимости, например, вода или минералы, земля не должна находиться в руках индивидуальных частных собственников, действующих в своих собственных эгоистических интересах. Земля и здания должны быть общественной собственностью. "... Сегодняшний мир нуждается в таких коренных политических и социальных изменениях, и нуждается в них столь настоятельно, что я сомневаюсь в том, что их можно добиться конституционным  путем...  Конституционное правительство порождает политиканов, т.е. людей, которые превращают политику в средство для своей карьеры и которые становятся

126

профессионалами в искусстве побуждения избирателей к тому, чтобы они привели их к власти и сохранили их у власти. Практика этого профессионального искусства дает возможность политиканам побеждать на  выборах, но не дает им возможности завоевывать уважение избирателей". В результате современного быстрого развития естественных наук и технологий экономические отношения стали доми-нирующими в жизни современного поколения человеческого рода, и это ставит вопрос о соотношении между материальной и духовной сторонами человеческой жизни. "Моя надежда относительно двадцать первого века заключается в том, что он увидит установление в глобальном масштабе общества, которое будет социалистическим на экономическом уровне и свободомыслящим на духовном уровне"87.

Постигая историю и ее смысл в течение шести десятилетий, Тойнби проходит по существу тот же путь, что и человеческая мысль в целом.

От мифологически-религиозных представлений об истории и ее смысле,

развитаемых им первоначально, он в конечном счете вплотную подходит

к научной трактовке истории и ее смысла. Это объясняется в первую очередь ростом общечеловеческого содержания в самой социальной действительности, а также начавшимся с 70-х г. процессом преодоления |технократического подхода к пониманию сущности человека и общества, порожденного прежде всего индустриальным типом труда и частнокапиталистической собственностью, ориентированной не посредственно на накопление вещественного богатства, на пре-вращение одних в средство жизни других, а не на развитие человека как такого, не на усложнение его сущностных сил, не на отношение к нему как к высшей ценности и цели.