Основные этапы развития социальной философии, страница 10

Хотя человек живет в обществе (государстве), которое является необходимым и заботится об общем благе, социального равенства в нем быть не может, ибо сословное деление является естественным, связанным с природой человека, тремя частями его души. Вслед за Платоном он признает четыре добродетели (мудрость, отвагу, умеренность, справедливость), соответствующие трем основным сословиям, и добавляет к ним три христианские добродетели: веру, надежду, любовь. В христианской триаде (вера, надежда, любовь) отражена одна из тенденций, действовавших в общественной жизни, - "горизонтальные" отношения корпоративного типа (сельские общины и городские коммуны, союзы городов, курии вассалов, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи и т.д.), включение в которые формировало у человека сознание равенства и необходимости взаимного уважения прав. Другой господствовавшей в нем тенденцией была "война всех против всех", связанная с "вертикальными" отношениями господства и подчинения и выражающая их.

Основной добродетелью всех христиан, в особенности подданных, Аквинат считал покорность, а лучшей формой господства - монархию. В своем государстве монарх должен быть тем, чем бог в мире, а душа в теле. Его главная задача - вести граждан к добродетельной жизни, предпосылками которой являются достижение мира между ними и обеспечение благосостояния. Однако власть монарха подчинена всеобъемлющей духовной власти - церкви, которая выше государства, ибо ее смыслом и целью является достижение людьми неземного блаженства.

Разум человека возвышается над его волей и может ею управлять, но ему недоступно сверхтелесное, и потому разум должен служить вере, объяснять ее догмы. Человек, таким образом, поставлен у Аквината "как бы между богом и земным", являясь по сути сверхъестественным существом, душой. Причастность человеческого разума к божественному мышлению делает его пассивным. Признав за разумом большую власть, чем Августин, он все же не отклонился от основной христианской догмы: правильное использование разума возможно благодаря божественному руководству и озарению.

34

Следует заметить, что в отличие от первобытного язычества, противопоставлявшего людей одного племени или рода всем "чужим", рабовладельческого общества, строившегося на отрицании человеческого достоинства рабов, феодальное общество с господствовавшими в нем мировыми религиями исходит - в идеале - из принципа духовного равенства всех людей. Средневековье мрачно, но не примитивно (по сравнению с предшествующими историческими ступенями оно открывает больший простор для развития индивидов, материальной и духовной Культуры).

Модернизация философии Аквинского (томизма) в XX в. связана с неотомизмом и тейярдшмом, ставшим наиболее влиятельной теологией, которая противостоит неотомизму, все еще сохраняющему важнейший парадокс религиозного учения, выраженный в понятии бога как неподвижного перводвигателя. Тейяр де Шарден (французский теолог и антрополог) предпринимает попытку преодолеть основной порок томизма им основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении богом первочеловека - родоначальника всего человечества, Тейяр утверждает, что человек - наиболее совершенный результат естественной эволюции, основными ступенями которой являются преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера) и "феномен человека" (ноосфера). Но с появлением человека эволюция не завершается, ее продолжением становиться социальная эволюция, способствующая возрастающему совершенствованию мира. Признание закона всеобщей эволюции не противоречит христианской вере, так как созидательный труд в пользу прогресса является не чем иным, как "продолжением дела сотворения мира". Поэтому верующий, как и неверующий, должен включаться в деятельность, направленную на создание более совершенных форм бытия. В своей работе "Христология и эволюция" он писал: "Прославлять бога означало когда-то презирать земные вещи во имя бога.., теперь же прославлять   бога   значит   творить,   стать   его   сотрудником, совершенствовать свой собственный труд, силами собственного ума соовершенствовать созданный богом мир". И любовь к ближнему теперь "достигает своей полноты лишь тогда, когда мы посвящаем свою жизнь общему благу, которым является всеобщий прогресс"17.

Тейяр де Шарден обращается к христианам с призывом активно включиться в преобразование мира в соответствии с потребностями людей и тем самым содействовать дальнейшему прогрессу человечества, ведущему в тенденции к замене индивидуалистской цивилизации новой цивиилизацией, укореняющей личность в коллективе, коллективном труде на благо человечества. Только активно и сознательно (целеустремленно)

35

совершенствуя мир, можно соединиться с богом. "Невозможно объять Христа, не объяв землю... быть до конца христианином, не будучи непоколебимо человеком", т.е. "не работать на пользу прогресса"18.