Основные этапы развития социальной философии, страница 36

Сходные мысли высказал и Н.Г. Холодный, развивший концепцию антропокосмизма. С этих позиций человек выступает как вершина развития материи, как сила, способная преобразовывать мир в космических масштабах. Вовлекая в сферу своей практической деятельности все более обширные пространственно-временные области, человечество поднимается на все более высокие ступени (своего) развития, являющегося в принципе неограниченным. Основная тенденция этого процесса - превращение всей природы в ноосферу, или, точнее, социотехносферу. Природа, таким образом, является предпосылкой и внешней средой существования и развития человечества и вместе с тем фундаментом его бытия. Только преобразуя природу, человек преобразует

90

самого себя и свое бытие и, соответственно, творит историю. Смысл итории заключен в сущности человека как универсального и предметного существа, обретающего благодаря способности к труду и познанию возможность неограниченного н творческого совершенствования себя, своей истории как процесса развития, развертывания человеческой сущности на основе преобразования бесконечной природы, космоса.

В отличие от классической философии истории, стремящейся обосновать непрерывность и субстанциальное единство исторического процесса, единую универсальную сущность и универсальный смысл, неклассическая философия истории разделяет этот процесс на отдельные самостоятельные (локальные) социально-культурные образования (цивилизации) и акцентирует внимание на присущее им своеобразие, индивидуальную сущность и смысл. Представителями неклассической философии истории в России были неославянофилы, или "почвенники", А.А. Григорьев (1822-1864), Н.Я. Данилевский (1822-1885), К.Н. Леонтьев (11831-1891), отвергнувшие взгляд на историю как на единый закономерный   процесс  развития  универсальной  (родовой   и индивидуальной) сущности человека. Григорьев выдвинул идею о том, что в истории действуют так называемые "народные организмы", имеющие "цельное, самоответственное значение" и существующие независимо друг от друга. Хотя генетически эти "народные организмы" восходят к единому человеческому роду, каждый из них живет по своим индивидуальным законам, имеет собственный исторический смысл и "вносит свой органический принцип в мировую жизнь". С этих позиций Г ригорьев стремился раскрыть самобытность русской цивилизации, Прежде всего то, что отличает ее от европейской цивилизации. На основе его идей Данилевский разработал концепцию культурно-исторических типов, выделив в качестве самобытных цивилизаций египетскую, древнеримскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, германо-романскую и славянскую, или европейскую. Он подверг критике теорию, согласно которой народы развиваются по единому всемирно-историческому плану и проходят одни и те же фазы развития. По его мнению, подобно тому, как в природе существуют различные типы животных и растений, так и в истории живут различные типы   народов,  у каждого  из  которых  своя   история,   свой предустановленный план. "Только народы, составляющие культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало,

91

заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенностях внешних условий жизни, в которые они поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу"60. Кроме этих народов существуют такие народы, которым не суждено играть в истории ни положительную, ни отрицательную роль. Они (как, например, финны) составляют так называемый этнографический материал. В истории действуют также народы, которые помогают "гибнуть умирающим цивилизациям", но сами при этом остаются в прежнем состоянии. К таким народам относятся гунны, турки, монголы. Воздействия цивилизаций друг на друга ограничены тем, что находятся "вне сферы народности". "Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций"61. У другой цивилизации им могут быть заимствованы только достижения науки, техники, искусства, но не религиозные и не общественные начала.

Каждый исторический народ проходит три основных стадии развития: этнографическую (длительный период формирования психического облика народа), государственную и цивилизационную (на этой стадии народ становится культурно-историческим типом). Цивилизационная стадия, как правило, сравнительно кратковременна и связана с развитием тех сторон духовной жизни народа, для которых есть "залог в их духовной природе". После нее народ, истощив свои силы, вновь возвращается в этнографическое состояние. Первичными цивилизациями, по Данилевскому, являются египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская. У них религия, культура, право, политика еще не были достаточно развиты и обособлены друг от друга. Более высокий уровень развития имеют остальные (из выделенных им) цивилизаций, причем каждая вторичная цивилизация в одной из сфер достигла такого уровня, который недоступен другим. Так, греческая цивилизация создала непревзойденные шедевры искусства, римская -право и политику, еврейская выработала идею единого бога. В отличие от них европейская цивилизация является "двухосновной ", так как она развила две стороны: политику и науку. Наивысшего развития в истории достигли греческая и европейская цивилизации. Последняя находится в "апогее своего цивилизационного периода", но ее расцвет является вместе с тем предвестником большого заката. На смену Европе идет славянская цивилизация, со свойственной ей самобытной культурой и своеобразными общественно-политическими институтами. Попытки заимствования достижений европейской цивилизации для нее не только не плодотворны

92