Основные этапы развития социальной философии, страница 13

Заслуга французских материалистов состоит в том, что они отчетливо поставили задачу создания теории общества, соответствующей современной им науке, достигшей в XVIII в. значительных успехов. Их достоинство также в том, что в тенденции они наметили правильный подход к созданию научной теории общества, состоящий в попытке выяснения сущности человека как материального существа и в выведении из нее всех социальных явлений. Основной тезис материалистов XVIII в.: природа человека - ключ к научному пониманию общества. Однако, будучи верными учениям естественных наук и враждебными суевериям, ханжеству, они искали сущность человека в качествах его как физического (природного) существа, и понимали ее как "абстракт, присущий отдельному индивиду" (Маркс).

С позиций материализма XVII - XVIII вв. история есть имманентный процесс реализации естественных законов, разума и т.д., а ее основные вехи - естественное и гражданское состояние общества. Естественное состояние трактуется ими преимущественно как "война всех

40

против всех", обусловленная разными возможностями индивидов и неограниченным стремлением каждого к личной пользе (индивидуальным эгоизмом). Переход от естественного состояния к общественному связан со становлением государства, которое есть продукт сознательной деятельности людей, или общественного договора. Хотя в качестве субъекта, носителя сознания выступает изолированный индивид с его чувствами и разумом, а истинной движущей силой человеческих действий и вляется личный интерес, или эгоизм, мерилом всех человеческих поступков становится общественная польза. Согласно Спинозе, индивид, живущий в государстве, более свободен, чем индивид, существующий в одиночку, потому что он повинуется не только себе, а сообразует свою жизнь с общими нормами и опирается на взаимную помощь. Без этого невозможно ни физическое, ни умственное совершенствование человека. Самым полезным для человека является, таким образом, общество, в особенности состоящее из разумных индивидов, которые справедливы, верны, честны, поскольку руководствуются разумом и поэтому не желают другим того, чего не желают себе. Высшее благо для разумного индивида состоит в том, чтобы "многие понимали то же, что и он, чтобы их ум и желания совершенно сходились с его умом и желаниями"20. Он развивает идею о том, что всеобщее счастье - залог счастья каждого, а личное счастье есть частица всеобщего счастья.

По Гольбаху, "именно разум дает человеческому роду законы, которые называют естественными, поскольку они определяются нашей природой"21. Общественная жизнь, основанная на этих законах, служит залогом свободы и счастья людей. "Если бы при решении вопросов политики стали считаться с природой человека, то можно было бы сделать государства счастливыми, могущественными и процветающими под руководством просвещенной власти"22.

По мнению Гельвеция, поведение и деятельность индивидов подчинены их собственным интересам, или закону интересов, который объединяет основные факторы, обусловливающие человеческую активность. Такими факторами, или движущими силами, являются естественные потребности и страсти, в особенности себялюбие (любовь к себе, чувство любви к удовольствиям и ненависти к страданиям). Он утверждал, что "все люди с обычной организацией способны не только испытывать страсти, они способны испытывать их в той обычной для них степени, которая достаточна для того, чтобы привести их к величайшим идеям"23. Вместе с тем Гельвеции высказал догадку о роли и общественной жизни, определив его как средство удовлетворения

41

разумных потребностей и развития самого индивида. Не природа создает неравенство и дурных людей, а общественные условия, связанные с имущественным неравенством (богатством одних и нищетой других), а также чрезмерным трудом бедных и праздностью богатых. Чрезмерный труд - это физическое зло и даже мучение, а умеренный труд во все моменты жизни является удовольствием, неизвестным вельможе и праздному богачу24.

Являясь материалистами в понимании природной основы жизни человека и общества, материалисты XVII - XVIII вв. оставались идеалистами в своих попытках выяснить действительные движущие силы истории, сводя последние к идеям, мнениям законодателей, просвещенных государей и т.д. В исторической области материализм продолжал считать действующие там идеальные побудительные силы последними причинами событий и потому не исследовал, каковы побудительные силы этих побудительных сил. Материалистические представления о значении среды, формирующей человека, его мораль, убеждения, сочетаются у них с идеалистической трактовкой истории, определяемой умственным прогрессом - прогрессом просвещения и знания.

Разум "правит"       Провиденциалистской периодизации истории (от миром                   сотворения мира - до Христа и - после Христа)

противопоставляется собственно человеческая

история, смыслом которой является изменение самого человека в направлении усиления в нем общественного разумного начала, преодоления чувств, страстей могуществом разума, знания. Практическая, трудовая деятельность человека не находится в поле их зрения, поскольку человек рассматривается вне исторического развития, как природное существо, хотя и живущее в обществе. Высшим критерием ценности и причиной всего совершаемого человеком становится разум. Вера в неограниченную силу человеческого разума, в его могучее влияние на развитие общественной жизни - одно из непреходящих достоинств натурфилософов Нового времени, но вместе с тем и недостаток, не позволивший встать во взглядах на историю на позиции материализма. Материалистические представления о значении среды, формирующей человека, его мораль, убеждения, сочетаются у них с идеалистической трактовкой истории, определяемой умственным прогрессом, прогрессом просвещения и знания. Подметив фактическое неравенство индивидов, они свели его по существу к неравенству умов, которое объяснили неравенством воспитания. Поэтому путь к справедливому обществу - это