Основные этапы развития социальной философии, страница 45

цель" К. Ясперс излагает собственное понимание исторического процесса. В отличие от Гегеля, считавшего "осью мировой истории" явление Христа, он связывает ее со временем рождения философской веры, общей для всего человечества. Осевое время - это время возникновения философии, пришедшей на смену мифу и мировых религий. Характерным для человека осевого времени становится недоверие к непосредственному опыту и эмпирическому знанию, побуждения абстрактного мышления, рефлексии, осознание бессилия "перед последними вопросами бытия" -перед смертью, конечностью, хрупкостью своего существования. Рождение духа, самосознания положило начало общей истории человечества, имеющего до этого локальные, не связанные между собой культуры. Тем самым подлинная связь между народами, по Ясперсу, не родовая материальная, а духовная, рождающаяся в особых, так называемых пограничных ситуациях, ставящих перед человеком "последние вопросы" и выводящая их на экзистенциальный уровень. "Осевая эпоха" - это духовный корень, исток общечеловеческого бытия, "священная эпоха" мировой истории, происходящая на земле, но имеющая и неземной смысл. Для философии верующего человека она является последним истолкованием всего, что совершалось, совершается и совершится на земле.

В доисторическое, доосевое время даже в великих культурах (вавилонской, египетской, индийской, китайской) происходило лишь повторяющееся воспроизведение жизни, еще очень близкой к природной. В духовном смысле это еще не история, ибо она возникает лишь там, где есть "осознание истории, традиции, документация, осмысление своих корней и происходящих событий... Доисторическое становление человека - формирование человека как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами, со всей присущей ему сферой бессознательного - составляет фундамент нашего человеческого бытия... Расстояние, отделяющее человека от животного, несравненно больше, чем расстояние, разделяющее людей самых отдаленных рас... Однако связь между людьми основана не на их биологических свойствах, а на том, что они могут понять друг друга, на том, что все люди обладают сознанием, мышлением, духом. В этом состоит глубочайшее родство между людьми, тогда как от животных, даже наиболее им близких, людей отделяет бездна... Для человека, по мере того как он осознает самого себя, другой человек не есть только естественный организм, только средство. Свою собственную сущность он познает как "долженствование". Подлинный человек - это идея, а не доступная эмпирическому познанию действительность"72.

112

Ясперс делит историю на следующие гетерогенные периоды: прометеевская эпоха (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), эпоха великих культур древности (Месопотамии, Египта, долины Инда и Хуанхэ), эпоха духовной основы человеческого бытия, или "осевая эпоха", до сих пор сохранившая свою значимость, и эпоха развития техники. В доступной человеку истории, таким образом, есть как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени, второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, быть может, приведет к новому, еще далекому и невидимому, второму осевому времени, к подлинному становлению человека. "Различие между этими двумя дыханиями состоит в том, что второе дыхание имеет в качестве предпосылки исторический опыт, отсутствующий на стадии первого дыхания, а также охватывает человечество в целом и его решающие события могут иметь поэтому роковой характер для общества, в то время как каждое событие первого дыхания было локальным и потому не оказывалось решающим для развития в целом"73. Человеческая история имеет, таким образом, единые истоки - создание человека богом по образу и подобию своему и цель -"вечное царство душ". Следовательно, единство истории "основано не на единстве биологического происхождения, но только на том высоком представлении, согласно которому человек создан непосредственно божественной данью". Прогресс в обществе имеет место "в знании, технике, создании предпосылок новых человеческих возможностей, но не в субстанции человека, не в его природе". Он "приводит к единству в области рассудка, но не к единству человечества, так как не создает ни подлинной коммуникации, ни солидарности"... Единство вырастает из смысла, к которому движется история, оно - не фактическая данность, а "единство трансцендентности". В качестве такового оно не может быть постигнуто ни с помощью дискурсивных методов, ни даже с помощью интуиции, так же, как и экзистенция, способом бытия которой и является историчность. Человеческая история обретает смысл лишь из "историчности экзистенции", в которой выражается нечто индивидуальное, неповторимое, однократное и в этой неповторимости не заменимое ничем и никем другим. Экзистенция исторична прежде всего потому, что она конечна и не может быть завершена так же естественно, как биологическая конечность, состоящая в том, что человек, подобно всему живому, смертен. "Человек идет своим великим историческим путем, но не завершает его в реализованной конечной цели... достигнутое завершенное единство было бы концом истории"74.

11З