Основные этапы развития социальной философии, страница 23

посредством государства. Основные ступени ее суть деспотизм

(восточный мир), демократия (греческий мир) и конституционная

монархия (германский мир) как наилучшее государственное устройство, ибо в нем "дух получает сознание того, что он как полная целостность предметен", т.е. примирен с самим собой. При этом основные ступени всемирной, или политической, истории аналогичны возрастам человека, так что восточный мир есть детство, греческий - юношество, германский старость (но в смысле христианского примирения).

Вклад Гегеля    Хотя Гегель свел свободу человека и самого человека

II МПИ          к самопознанию, все-таки он   первый   правильно

представил соотношение свободы и необходимости, включив в процесс познания необходимости практику, но как абстрактную деятельность мышления, полагающего себя волей. Более того, Гегель вплотную подошел к пониманию особой формы необходимости, господствующей в обществе и имеющей исторический характер. Обнаружение Вико, Смитом, Гердером, Кантом, Шеллингом несовпадения сознательно поставленных целей деятельности людей и социальных последствий их действий расценивается им как следствие действия объективных тенденций, заложенных в целенаправленной деятельности субъектов. По существу Гегель вплотную подходит к идее еуществования специфической социальной закономерности, обусловливающей деятельность людей и проявляющейся в ней. Во всемирной истории благодаря деятельности людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают"39. Он развивает мысль,

63

намеченную Смитом. Кантом, Вико, о том, что разум посредством страстей и рассудочных действий заставляет людей служить всеобщему. И чем меньше в истории успела восторжествовать разумность, тем больше мировой разум направляет ее через свою "хитрость", окольным путем побуждая человеческий эгоизм добровольно, и в этом смысле свободно, содействовать целям, которые они по своей воле не стали бы преследовать. Тем самым мировой дух принуждает людей невольно идти дорогой свободы. Следует заметить, что гегелевская идея о всеобщей, или чистой, воле, которая господствует над индивидуальными волями, содержит в себе догадку о том, что в основе трудовой деятельности людей лежит некая не осознаваемая ими объективная закономерность, которой нельзя пренебречь, ибо труд имеет общественный характер.

Несмотря на то, что истинное отношение бытия и сознания было им перевернуто и "поставлено на голову", "составившее эпоху"

понимание истории явилось ""прямой  предпосылкой нового материалистического воззрения" на человека и историю. К тому же никто до Гегеля не рассматривал индивида как единство всеобщего, особенного и единичного, точнее, не рассматривал всеобщее и особенное в качестве моментов становления единичного, а развитие индивидуальности и ее осознание - в качестве одной из важнейших сторон исторического процесса. Именно он обратил внимание на то. что осознание собственной индивидуальности возвысило греков над варварами, но, как справедливо заметил К. Фишер (а не Гегель), становление греческой "прекрасной индивидуальности" и ее осознание стало возможным благодаря тому, что граждане полиса по существу не были обременены материальным трудом, который преимущественно выполняли рабы. Однако всеобщее в конечном счете подавляет свободу индивида, поглощает ее. Индивид, которому было обещано, что через познание сущности исторического процесса он может быть действительно свободен, подавлен вселенским фатализмом, выраженном уже в положении Гегеля о том, что "первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю". Весь путь мирового духа предначертан, так что самостоятельность индивидов, свобода их воли остается формальной. Каждый индивид как таковой имеет ценность, является господином своей судьбы и своего назначения, но история равнодушна к его страданиям, гибели, И даже гении - "дух времени" подводятся государством под категорию средств, как и прочие индивиды.

Несмотря на то, что свобода в историческом процессе обладает нравственным содержанием, проявляющимся через деятельность целых народов, никакое государство не достигает подлинной свободы, она торжествует только в разуме философски мыслящего субъекта, ибо

64

высшей реальностью, завершением абсолюта является философия. Вопреки основному духу диалектики он вынужден положить конец разитию идеи и так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию абсолютной идеи и объявляет, что это познание достигнуто в гегелевской философии.

Идеализм       Гегель мистифицирует историю, изображая дело так, и история        будто и  объективный  мир, и человек, и история существуют лишь для того, чтобы абсолютная идея пришла к собственному самопознанию. Тем самым смыслом человеческого существования и истории становится самопознание духа, ибо человек и его история суть результаты, ступени мышления логической идеи, осуществляемого по законам развития Определив историю как "процесс развития понятия свободы", которая есть осознание необходимости и овладение ею, Гегель в конечном счете приходит к идее божественного провидения, заранее предопределившего все в человеческой жизни и истории. Средневековый провиденциализм с его учением о конечных судьбах мира и человека по существу был им лишь модифицирован. История оказывается не чем иным, как развитием мысли вообще, развитием понятия. При таком понимании иэ истории исключается материальное (предметное) отношение людей к природе, в ней видят только политические, нравственные и иные духовные деяния и отношения. Действие, поведение, отношение индивидов и они сами становятся продуктами сознания. Действительность, таким образом, берется в форме субъекта, бытием которого является деятельность мирового разума. Поэтому история становится творением духа и представляет собой его реализацию и совершенствование. Иначе говоря, она превращается в сферу реализации свободы воли, деятельности духа, овладевшего собственной природой посредством общественного отношения к миру, природные предметы которого выступают лишь в качестве посредников в духовном процессе. Такая точка зрения на историю есть точка зрения "практического" существа, включившего в процесс познания необходимости практику, но только как абстрактную, рассудочную деятельность сознания, полагающего себя волей.