Основные этапы развития социальной философии, страница 3

родовым   и   племенным   верованиям   и   религиям   приходят политеистические религии ("сонм богов"). Признание существования множества индивидуализированных, наделенных личными именами богов связано вместе с тем с монолатрией, т.е. поклонением одному, наиболее могущественному из них (такое сочетание политеизма с монолатрией характерно, в частности, для Древней Греции вплоть до эпохи эллинизма). Фантастические образы, в которых первоначально отражались таинственные силы природы, теперь становятся "носителями " также и исторических сил. Жизнь вселенной уподобляется жизни человеческого общества: природа "населяется" богами, отношения между которыми (господство одних богов над другими, их борьба друг с другом и т.д.) приобретает характер отношений, сложившихся между людьми в классовом обществе. Если культура родового общества во многом была связана с магией, выражавшей главным образом отношение человека к природе, то культура классового общества в большей мере связана с религией, отражающей прежде всего отношения между классами. Олицетворение величия таинственных сил природы сменяется олицетворением величия божественной, или царской, власти. В Египте и в Двуречье эта власть уподобляется власти деспота-фараона, силой утверждавшего свое господство и поддерживавшего его. Об этом явно свидетельствует общественная жизнь города-дворца с его хозяйственным, религиозным порядком и царственным церемониалом, в котором все пронизано сверхчеловеческим величием (даже колонны египетских храмов уподоблены грандиозным, суживающимся кверху стволам деревьев, также олицетворяющим сверхчеловеческое величие). Напротив, древнегреческие боги созданы по образу и подобию человека, во многом проявляют человеческий способ поведения и мышления и не лишены человеческих пороков. Древние греки не отождествляли бога и человека, но и не противопоставляли их так резко. Их боги не только не отчуждены от людей, не враждебны им, не предопределяют их судьбу полностью, но даже способствуют ее активному осуществлению, помогают добиваться успеха в мирной жизни и на войне. Как известно, рабский труд в Древней Греции в период становления полисов еще не играл существенной роли, экономическую основу формирующихся полисов образует мелкое крестьянское хозяйство и независимое ремесленное производство, направленные непосредственно  на реализацию человеческих способностей и процветание полиса в целом, а не на увеличение богатства отдельных лиц. В надгробной речи вождь афинского демоса Перикл назвал примечательным тот факт, что в Афинах одни и те же личности заняты домашними и государственными делами, используют богатства

18

лишь в качестве средства для деятельности, которую стремятся выполнять с изяществом и ловкостью, и считают постыдным не бедность, а неспособность выбиться из нее посредством труда. Демократический полис с присущим ему культом труда и его слабым разделением открывал возможность для становления индивидуальности и самосознания. Отсюда и двенадцати олимпийским богам свойственна не строгая иерархия, не принадлежность к единому целому; каждый из них представляет собой целостного индивида, активно поддерживающего мировой и общественный порядок и выполняющего возложенные на него обязанности.

С ростом влияния в классовом обществе религиозных воззрений, утверждением их в качестве "мировых религий" представление об общественной жизни как арене действий природных и сверхприродных сил, а также героев (которые воплощали в себе прежде всего коллективное начало и осуществляли коллективный интерес) и покровительствующих им богов вытесняется представлением о ней как о процессе реализации воли единого и всемогущего бога. Эта воля воплощается его земными наместниками чаще всего посредством войн, насилия, предательства или, иными словами, - посредством жестокости. Как справедливо отметил Б. Рассел, "религия и жестокость шли рука об руку", так как "основа у них одна и та же - страх"9. Тем самым в человеке укреплялись чувства подавленности, собственного бессилия перед силами природы и общества, трагичности его судьбы как существа тварного.

2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху

Социально-философская мысль достигает наибольшего развития в классическом античном обществе (VII - IV вв. до н. э.) в философских системах Гераклита, Демокрита, Платона и Аристотеля. Это период становления и расцвета античного общества, наиболее цветущая пора его существования. Скромность потребностей и рабский труд в значительной мере обусловили то, что, несмотря на довольно развитые торговые отношения, совершенствованию орудий труда уделялось мало внимания. Согласно Плутарху, Платон был противником того, чтобы ученые занимались технической и прикладной наукой. Не исключено, что и Архимед не пожелал в своих трудах написать о созданных им машинах, "считая сооружение машин и вообще всякое искусство, сопричастное повседневным нуждам, низменным и грубым", направив все свое рвение на такие занятия, в которых "красота и совершенство пребывают не смешанными с потребностями жизни"

19

В Древней Греции общефилософские и социально-философские (социологические) взгляды складываются и развиваются в тесном взаимодействии. Заслуга классической античной философии состоит прежде всего в постановке целого ряда фундаментальных (вечных) проблем, которые решаются социально-философской мыслью на всем протяжении ее развития. К ним относятся проблемы сущности человека и общества, исторической закономерности и социального прогресса, индивида и общества, свободы и творчества, смысла человеческого бытия и истории. Античные философы предприняли попытки решения этих проблем и, несмотря на небогатый социальный опыт и эмпирический материал, внесли значительный вклад в формирование представлений о человеке и общественной жизни.