Основные этапы развития социальной философии, страница 35

Попытку обосновать космический этап человеческого существования предпринял также современник Федорова драматург А. В. Сухово-Кобылин (1817-1903). На основе эволюционной теории Дарвина и диалектики Гегеля он разработал так называемое "учение всемира", суть которого состоит в том, что современное человечество находится в земной (теллургической) стадии развития, но ему предстоит пройти еще две стадии: солярную (солнечную), связанную с расселением землян в околосолнечном пространстве - и сидеральную (звездную), связанную с проникновением в глубины космоса. Результатом их освоения станет "всемирное человечество", т.е. "вся тотальность миров, обитаемых в бесконечной вселенной". Такое будущее возможно лишь при условии творческого развития человечеством своей природы, в особенности способности "летания", которое есть как бы отрицание пространства, победа над ним. Изобретение велосипеда и локомотива - это "почин, зерно будущих органических крыльев, которыми человек несомненно прорвет связывающие его кандалы этого теллургического мира". В ходе преобразовательного действия, направленного на собственную природу, "человека технического" сменит "человек летающий". Сбросив

88

нынешешнюю тяжелую телесную оболочку, он "превратится" в бессмертное существо. Как справедливо заметил Н. А. Бердяев, христианскими космистами разрабатывается активная, творческая зсхатология, смысл которой заключается в том, что "конец" этого мира, "конец истории" зависит и от творческого акта человека"56. Смысл человеческого существования и истории - достижение человечеством самодостаточной духовно-нравственной личной жизни (или "преображенного эона бытия"), ее сохранение, преодоление и развитие. Это возможно благодаря творческому призванию не отдельного человека, а всех поколений человечества (речь идет о так называемом "воскресительном" персонализме).

Наиболее крупными представителями второй ветви русского космизма - так называемого глобального эволюционизма - являются К. Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный. Основоположник современной космонавтики К.Э. Циолковский (1857-1935) впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, определил рациональный путь развития ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет, сделав тем самым первый решительный шаг в преодолении идеи земной обреченности человека и гипотезы "тепловой смерти Вселенной". В "Исследовании мировых пространств реактивными приборами" он писал: ''Мрачные взгляды ученых о неизбежности конца всего живого на Земле от ее охлаждения вследствие гибели солнечной системы не должны иметь теперь в наших глазах достоинства непреложной истины ...Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию земного человечества. Прогресс его вечен" 57. В изданной в 1895 году книге "Грезы о Земле и небе" Циолковский изложил проект длительной колонизации солнечной системы, создания человечеством "цепи эфирных городов" путем преобразования вначале пояса астероидов, затем луны и, наконец, больших планет. Человек, таким образом, оказывается основной двишущей силой будущего развития материального мира, а тем самым и самого себя. Возможность бесконечного развития человечества, таким образом, является внутренней, имеет основание в самой сущности человека и природы (а не дана всевышним), служит воплощением всеобщей способности материи к развитию, которое есть не монотонная последовательность сменяющих друг друга ступеней в духе дурной бесконечности, а отрицание отрицания, возвращение природы в лице человека, познающего и преобразующего ее,   к самой себе. Выход человека в космос означает начало новой "эры технологического развития человек становится космическим фактором, последовательно

89

преобразующим в своих целях все более значительные космические системы В перспективе "под контролем и управлением разумных существ... может оказаться вся метагалактика, и разумная жизнь окажется уже космологическим фактором, определяющим пути развития материи во всех обозримых сейчас пространствах Вселенной" 58. Циолковский первым представил земного человека в качестве космического феномена, который по мере своего материального и духовного прогресса оказывает все более радикальное воздействие на окружающую его природу, действительно, а не в воображении изменяя ее соответственно своим целям и создавая искусственную среду своего обитания.

В.И. Вернадский рассматривал развитие природы как единый процесс, закономерно приводящий к появлению человека, способного к научному познанию мира. "Человек должен понять, что он не есть случайное, независимое от окружающего мира (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса". И далее: "Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества... Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу", которая так же закономерна, как закономерен большой процесс. Поэтому ноосфера "не есть кратковременное и преходящее геологическое явление"59. По Вернадскому, биосфера может воздействовать на жизненные процессы как человеческий фактор планетарного масштаба, а человек, являясь ведущим биологическим фактором, от которого существенно зависит эволюция биосферы, становится теперь благодаря грандиозной производственной деятельности и решающей геологической силой. К этому выводу он приходит в результате собственных исследований в области биогеохимии, учения о живом веществе, биосфере и ноосфере.