Основные этапы развития социальной философии, страница 41

Определяя место антропологии в системе наук, Т. Парсонс отмечает, что в круг ее интересов входит и аналитическое изучение явлений культуры, "символически значимых систем", посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности. Иначе, философская антропология изучает также социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям. Он первым предпринял попытку построить структурную модель целостной социальной системы, а в качестве критерия сложности общественной жизни использовал степень структурной дифференциации. Парсонс развивает   идею   о   том,   что   человеческое   действие   есть самоорганизующаяся система, специфика которой состоит в символичности, т.е. в регуляции с помощью языка, ценностей и т.п., в нормативности, т.е. в обусловленности индивидуального действия общепринятыми нормами, в волюнтаристичности, т.е. в зависимости от "субъективных определений ситуации". В общей системе человеческого действия им различаются социальная, культурная, личностная и органическая подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. На

102

уровне общей системы личность выступает как специализированная на выполнение функции целедостижения (т.е. как ставящая перед собой цель и стремящаяся к её достижению). В социальной подсистеме она выступает как осуществляющая интеграцию индивидов, культурной - как содержащая наиболее общие образы, или "смыслы", обеспечивающие коммуникацию, органической - как выполняющая функцию адаптации, т.е. дающая системе физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой.

На уровне социальной подсистемы человеческого действия функция целедостижения осуществляется политикой, функция интеграции - правом и обычаями, функция воспроизводства структуры -религией, моралью и органами социализации (семьей, системой (оразования), функция адаптации - экономикой. Каждая из подсистем, специализированная на выполнении определенной функции, зависит от результатов действия остальных подсистем, а они в свою очередь зависят от нее. В простых системах взаимообмен между ними имеет непосредственный   характер,   в   сложных   -   он   опосредован символическими, или обобщенными, эквивалентами. На общем уровне системы таким эквивалентом является язык, во взаимообмене между ортанизмом и личностью - удовольствие, между культурой и социальной подсистемами - эмоции, а на социальном уровне - деньги, власть, ценност, влияние.

Согласно Парсонсу, социальная структура общества обусловлена, в одной стороны, разделением труда и связанной с ним социальной дифференциацией индивидов и групп, с другой - господствующей в обществе системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство. Назначение ее состоит прежде всего в том, чтобы обеспечивать адекватное восприятие и выполнение индивидами социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой посредством санкционируемых обществом своеобразных

"стимулов", и тем самым способствовать формированию у них общих, устойчивых образцов поведения, необходимых для достижения бесконфликтных, гармоничных отношений. Парсонс различает личность как психологически целостную структуру и деятеля как "социальный комлекс ролей" и доказывает, что оценка ситуации последним основывается не только на его индивидуальных потребностях, но и сообразуется с общими для данной культуры стандартами. Поэтому он считает несостоятельными крайне односторонние представления о личности как социально не зависимой, спонтанной и как социально

103

жестко детерминированной. По мнению Парсонса, "личность социальна и индивидуальна". Поэтому ориентация субъекта действия (будь то индивид или коллектив) не сводится к познавательной (когнитивной) катектической (потребительской) и оценочной ориентациям, образующим так называемую структуру "потребностных диспозиций", но включает также ценностную ориентацию, позволяющую регулировать образ действий всех деятелей, принадлежащих к одному культурному полю.

В соответствии со структурой социальной системы, включающей различные подсистемы, Парсонс выделяет следующие типы социальной интеграции индивидов: культурная (выражающая согласованность между стандартами, нормами и образцами поведения), нормативная

(устанавливающая координацию между институализированными стандартами и действиями индивидов), коммуникативная (определяющая степень охвата социальных групп и индивидов обменом информацией),

функциональная (основанная на взаимообмене деятельностью и услугами). Созданная им модель социальной структуры общества по своей природе нормативно-ценностная, ибо источником ее образования и изменения служит система духовной культуры, включающая ценности, знания, верования и т. д.

Следует заметить, что в западной социологии существует и противоположный взгляд на социальную структуру общества, разрабатываемый сторонниками неомарксизма и технологического детерминизма, которые в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют классы, социальные слои, профессиональные группы. Социальная структура, по их мнению, будучи обусловленной ведущим способом производства, является внутренне противоречивой, и эта противоречивость может быть преодолена в ходе научно-технического прогресса.

Парсонсом разработано также представление о развитии общества в направлении повышения "обобщенной адаптивной способности", происходящего    в    результате    усложнения    функциональной дифференциации. Переход к современному обществу связан, по его мнению, с отделением правовой системы от религиозной и с формированием рыночной экономики. Промышленная революция способствовала дифференциации и обособлению экономической и политической подсистем, но отделение социальной подсистемы от политической происходит только с утверждением в обществе демократической избирательной системы. Что касается обособления культурной и социальной подсистем, то оно может произойти в ходе начавшейся "образовательной революции".