Основные этапы развития социальной философии, страница 21

природные предметы. Первый природный материал, который дух использует для выявления себя "вовне", - это звук (слово, речь). В слове один индивид существует для другого индивида и тем самым существует "для себя". Орудия труда, храмы, города и т.д. также суть формы внешнего, предметного осуществления духа, его "отчуждения". В идеализации этих предметов дух познает себя, доводит до самопознания то, что ранее было погребено в его глубинах. "Предмет", который является обыденному сознанию вначале как нечто внешнее, а затем обнаруживает себя как его собственное "отчуждение", каждый раз порождается, согласно Гегелю, при определенных "духовно-исторических" условиях. Этот предмет есть "опредмеченная" духовная культура, "отчужденная" совокупность духовных связей, которые существуют между людьми и с которыми индивиды не могут не считаться. Тем самым Гегель приблизился к пониманию общественной природы сознания, роли труда в его формировании. В его представлении труд есть основа формирования человека как деятельного существа, распредмечивающего мир и опредмечивающего себя в нем, или, иначе, "посюстороннее делание себя вещью". В этом процессе "рука больше, чем чтобы то ни было, служит человеку для проявления и воплощения себя. Она одушевленный кузнец его счастья"32. При помощи ее предметы природы обрабатываются и превращаются в орудия труда, которые впоследствии направляются на предметы труда. Благодаря орудию субъективность труда возвышается до всеобщего: каждый может делать его подобие и также трудиться, в лом отношении оно является неизменной принадлежностью труда. Вырванное из процесса труда орудие превращается в пустую вещь, "пустое количество". В противоположность продукту труда, который, будучи созданным человеком, все-таки остается в сфере единичного, орудие труда наделяется им статусом всеобщего, так как является достоянием человечества, свидетельствует о степени господства его над природой, об уровне развития цивилизации. Орудие "стоит выше как процесса труда, так и обрабатываемого объекта, а также наслаждения, или цели... В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей"33. Гегель рассматривает "труд как сущность, как подтверждающую себя сущность человека" (Маркс), а созданные им орудия труда - как мерило развития человечества (но и человека, и труд понимает идеалистически, т.е. как осуществляющее себя посредством познания собственной сущности мышление). С этих позиций он проводит сравнение человека с животным. Животное  есть  нечто  частное,  оно  обладает  инстинктом  и ограниченными средствами удовлетворения своих ограниченных

59

потребностей, переступить которые оно не может... Человек... доказывает свою всеобщность прежде всего созданием многообразия потребностей и средств, а затем расчленением и разделением конкретной потребности на отдельные части и стороны". Как реальное наличное бытие, потребности и средства суть "бытие для других, потребностями и трудом которых взаимно обусловлено их удовлетворение", в силу чего "все частное становится таким образом общественным. ...Средства удовлетворения человеческих потребностей добываются потом и трудом человека",  который  "посредством  многообразных  процессов специализирует для этих многообразных целей непосредственно доставляемый природой материал... Труд отдельного человека упрощается благодаря разделению, а в результате увеличивается умение его в абстрактном труде и количество произведенных им продуктов. Вместе с тем эта абстракция в области умения и средств завершает зависимость и взаимоотношения людей в деле удовлетворения остальных потребностей, превращая это в полную необходимость... Абстракция в производстве делает, далее, труд все более механическим, и в конце концов, оказывается, что человек может уйти и уступить свое место машине"34. И далее: "Природа приходит к человеку как нечто уже переработанное им и является поэтому чем-то двойственным... Производители в значительно большей степени, чем потребители, заняты ростом разнообразия потребностей, открытием новых средств и тем, чтобы потребности потребителей все время росли... Удовлетворение потребностей зависит от труда,.. самого человека и его деятельности, а не от того, что дает доброго природа"35.

Таким образом, Гегель вплотную подходит к пониманию человека как универсального социального существа, в силу способности к труду неограниченно развивающего свои потребности и средства их удовлетворения и, следовательно, производящему и приумножающему общественное богатство ("всеобщее имущество"). Однако человек, тело и дух которого сотворены логической идеей, по существу выступает в качестве формы, в которой действует, осуществляется идея. При этом Гегель постоянно подчеркивает тождество логической идеи богу в христианской религии. Но существование высшего - бога - означает не что иное, как конечность сущности человека и его существования, а следовательно, и конечность истории человечества. В то же время на ступени абсолютного духа обнаруживается, что его философия резко расходится с христианством. Ближайшей, непосредственной причиной исторических событий Гегель считал обыденное сознание, а конечной -логические законы, внутренне управляющие им. Поэтому то, что в

60