Основные этапы развития социальной философии, страница 29

Религиозная философия Х1Х-ХХ вв. стремится представить русского человека духовной индивидуальностью, неразрывно связанной с всеобщим (космосом). В. С. Соловьев развивает представление о человеке как внутренне противоречивом существе, совмещающем в себе тело и дух, божество и ничтожество, смысл жизни которого состоит в приумножении нравственности. Поэтому степень подчинения индивида бществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего оно не может иметь никаких прав на индивида, являющегося целью в себе, а не средством. Согласно Соловьеву, "общество есть дополненная или расширенная личность, а личность -сжатое или сосредоточенное общество". В силу этого только в обществе может быть полное и всеобъемлющее осуществление нравственности как смысла человеческого бытия и истории. Становление и развитие нравственности связано с всеобщим процессом развития. Прежде чем стать духовным существом, человек долгое время находился в природном состоянии. Но в природном человеке нет истинной жизни: люди по природе чужды и враждебны друг другу, между ними идет борьба за существование, более сильные подчиняют себе слабых, возникает социальное неравенство. Поэтому экономические и политические отношения не могут составлять истинной жизни общества, ибо они разъединяют людей. Эти отношения должны служить лишь средой для нравственного совершенствования человека и реализации божественного начала. Действительный смысл человеческой жизни поэтому состоит в служении добру, источник которого заключен в боге. Из любви к богу и людям вытекает полнота и цельность жизни, ее смысл, а также высшая форма любви - мировая любовь.

Смысл   истории   Соловьев   усматривал   в   постепенном одухотворении природной стихии божественным логосом. Однако

77

христианская религия, разделенная на православие и католичество, не удовлетворяет его, он стремится создать "новую религию", которая должна быть всеобщей и единой, и благодаря этому обеспечить "христианский мир". Опираясь на "логику триады" Гегеля и его "Философию истории", Соловьев разрабатывает учение о трех коренных силах, управляющих историей, человеческим развитием. Первая сила стремится подчинить человечество во всех сферах и на всех ступенях его жизни одному верховному началу и слить все многообразие частных форм, подавить самостоятельность индивида, свободу личной жизни. Если бы она получила преобладание, то человечество окаменело бы в мертвом однообразии и неподвижности. Но вместе с этой силой действует другая, прямо противоположная ей; она стремится разбить твердыню мертвого единства, дать везде свободу частным формам жизни, свободу индивиду и его деятельности; под ее влиянием отдельные элементы человечества становятся исходными точками жизни, действуют исключительно из себя и для себя, вследствие этого общее теряет значение реально существующего бытия, превращается во что-то отвлеченное, пустое, в формальный закон, т.е. лишается всякого смысла. Крайнее выражение этой силы - всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без внутренней связи. Если бы она получила преобладание, то человечество бы распалось на составные стихии, жизненная связь прервалась бы и история окончилась бы "войной всех против всех", самоистреблением человечества. Обе эти силы имеют отрицательный характер: первая исключает множественность частных форм и свободу личности, свободное движение, прогресс, вторая столь же отрицательно относится к единству, к общему началу жизни, разрывает солидарность целого. Если бы только эти две силы управляли историей человечества, то в ней не было бы ничего, кроме вражды и борьбы, не было бы никакого положительного содержания, в результате история была бы только механическим движением, определяемым двумя противоположными силами. Внутренней целостности и жизни у этих сил нет и, следовательно, они не могут ее дать и человечеству. Однако человечество не мертвое тело, а история не механическое движение, и потому необходимо присутствие третьей силы, которая даст положительное содержание двум первым, освободит их от исключительности, примирит единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и, таким образом, создаст целостность человеческого организма, его внутреннюю жизнь50. Будущее человечества, истории Соловьев связывает с развитием одной из "прирожденных" черт народа России - способности к самоотречению, самопожертвованию, которая у других народов столь

78

явно не выражена. Свободное стремление славян, в особенности российского народа, к высшему, божественному началу определяет смысл человеческой жизни и, соответственно, истории. Соловьев считает, что человечество, "живущее "по-божьи", есть идеал, ибо, якобы свойственные такой жизни, справедливость и нравственная солидарность хороши сами по себе и представляют нечто безусловно достойное и желанное для всех. Именно в этом качестве идеал и должен утверждаться как цель исторического процесса и как руководящий принцип человеческой деятельности. Таким образом, смыслом человеческого существования и, оответственно, смыслом истории становится "всечеловечески-космическое обожение", или "макрообожение" человечества. Соловьев стремится укрепить фундамент религии в особенности тем, что объявлял образ Христа не вымышленным, а его воскресение - фактом безусловно необходимым в общем ходе вещей. "Я лично, с тех пор как признаю, что история мира и человечества имеет смысл, не имею ни малейшего сомнения в воскресении Христа, которое есть, конечно, чудо совершенно такое же, как появление первой органической клеточки среди неорганического мира, или появление животного среди первобытной растительности, или первого человека среди орангутангов. В этих чудесах не сомневается наука, так же несомненно и чудо воскресения для истории человечества"51.