Основные этапы развития социальной философии, страница 46

Критикуя экзистенциализм, его понимание человека и истории австрийский психолог В. Франкл отмечает, что может реализоваться лишь то индивидуальное бытие, которое выходит за субъективные пределы  и выражает объективные условия существования индивида. Отрицание объективности индивидуального бытия есть субъективизм, или "калейдоскопизм". В калейдоскоп можно увидеть только калейдоскоп,а в бинокль или подзорную трубу - объективный мир (звезды и пр.) Экзистенциалист проектирует такой мир, который каждый раз выражает лишь его собственное душевное состояние. В действительности мир субъекта - это фрагмент объективного мира, а то, что он познает в объективном мире, всегда ограничено и его собственным углом зрения Хотя все человеческое обусловлено средой, собственно человеческим оно становится лишь тогда, когда поднимается над этой обусловленностью преодолевает ее. Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир. "Для настоящего человека существенным являются не какие-то состояния его души, а реальные предметы во внешнем мире; первично он направлен именно на них и лишь невротик интересуется своими состояниями... Только в той мере, в какой мы жертвуем себя миру, в каой нам есть дело до мира и предметов вне нас.., мы осуществляем и реализуем себя"75. Франкл считает, что человек - уникален как в сущности, так и б существовании. Поэтому нет универсального смысла жизни, смысл всегда уникален, но может разделяться многими людьми, и в этом случае становится ценностью. Страх, вызванный тем, что цели и смысл могут быть навязаны индивидам, вылился в идиосинкразию по отношению к идеалам и ценностям (универсалиям смысла), которые по существу оказались изгнанными из общества. Это усилило "экзистенциальный вакуум", ибо идеалы суть основа выживания человечества. В отличие от Сартра, который утверждал, что идеалы и ценности предусматриваются людьми, Франкл доказывает, что если познание - это отражение объективного мира, то в каждой ситуации есть только один истинный смысл, который нужно обнаружить. Поэтому основной задачей образования должно стать усвоение индивидами универсальных знаний, раскрывающих собственно человеческое проявление бытия и тем самым позволяющих им находить уникальные смыслы жизни. Судьбу изменить нельзя, но можно подняться над самим собой, внести смысл даже в потерянную прошлую жизнь, если образование будет давать индивидам средства для обнаружения смысла. Для этого нужно избавиться прежде всего от редукционизма, сводящего бытие человека к простому существованию предметов, т. е. заменяющего "человеческое измерение'' (в котором существуют собственно человеческие проявления) вещным.

114

Этим "редуцированием" человеческой жизни редукционизм "льет воду на мельницу экзистенциального вакуума", усиливая его и порождая скуку, апатию   и   самоубийства.   Общество   "изобилия"   порождает потребительство и иждивенчество. Это общество с пониженными требованиями, которые лишают людей напряжения и смысла жизни, Важнейшие параметры здорового общества суть направленность на смысл жизни и ориентация на дело. Только в служении делу, в осуществлении цели, которая придает смысл бытию, человек становится самим собой, реализует себя.      Чрезмерная      озабоченность самореализацией    есть    выражение "экзистенциального вакуума", Нормальный человек лишь в ходе осуществления смысла бытия реализует себя. Самоактуализация не выступает у него в качестве цели, а представляет собой побочный результат ее достижения, сопутствующее явление, или, иначе, является следствием осуществления смысла бытия, Главным стремлением человека как такового должен быть поиск смысла жизни, все остальные стремления - к счастью, наслаждению, власти и т.д., - чтобы быть достижимыми, должны иметь производный характер. Человеческое бытие, по Франклу, протекает в борьбе между субъективным и объективным, сущим и должным. Человек не свободен от объективных условий (быть человеком - значит "быть в мире", находиться в отношении к объективному миру, который существенно богаче, чем проявления индивидуального бытия), но индивид свободен занять собственную позицию по отношению к ним. Даже экстремальные условия не обусловливают его полностью. "Индивид может подняться над ними, бросить вызов самым тяжелым условиям, которые можно только себе представить", Выбор всегда имеет причину в выбирающем. При этом "творящий человек соотносит свой продукт и произведение с действительностью, которую он воспринимает положительно, приспосабливающийся человек в своем стремлении к равновесию воспринимает действительность отрицательно". Человек, в особенности творец, - это "такое существо, которому свойственна постоянная свобода принятия решений, невзирая на любые жизненные обстоятельства"76.

Э. Фромм создал концепцию гуманистического психоанализа, стержнем которой являются три проблемы: 1) сущности человека, 2) индивида и общества, 3) способов самореализации индивидов. Главную задачу социальной психологии он видит в том, чтобы показать, как люди создаются историей и как история создается людьми77. Согласно Фромму, человек не есть сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений и в то же время он не безжизненный "слепок" с социальной среды. Как продукт истории, а не природы, человек изначально является

115