Основные этапы развития социальной философии, страница 14

42

путь к царству разума (достигаемому посредством воспитания и просвещения не только народа, но и государей), в котором они обретают Свободу, равенство, счастье. Исходным пунктом анализа общественной жизни выступает у них изолированный индивид, не возникающий в ходе истории, а как бы созданный самой природой, и поэтому законы общественной жизни суть законы человеческой природы, данные разумом. Однако такой подход к анализу общественной жизни, при котором социальное отождествляется с природным, лишается собственной сущности, имел историческое оправдание и был для того времени революционным, ибо, во-первых, выражал в теоретической форме бунт более высокой организации общественной жизни против устоев феодализма, а во-вторых, намечал "контуры" будущего, признав необходимость "очеловечивания обстоятельств", продуктом которых является человек.

Идея социального прогресса большее развитие получает у Французских просветителей XVIII в., в особенности у Руссо, Кондорсе, Тюрго. Руссо первым понял значение противоречий как движущей силы развития общества. Так, разделение труда он считал не только условием прогресса, но и причиной разрушения естественной целостности и гармоничности человеческой жизни, а также причиной возникновения очтчуждения. Одна из главных причин человеческих страданий - в противоречиях между наличным состоянием и желанием, долгом и склонностью, человеком и гражданином. Источником этих противоречий является социальное неравенство, обусловленное неравенством во владении землей, орудиями труда и имуществом. Но выход из противоречий цивилизации он видит так же, как и французские материалисты, в нравственной борьбе личности с собственными слабостями и недостатками, господстве над своими страстями и чувствами, в совершенствовании людей посредством изменения форм и методов воспитания.

Впервые общественное развитие как закономерную смену эпох, происходящую вследствие совершенствования человеческого разума, представил Кондорсе. Высшей ступенью истории человечества является, по его мнению, общество, основанное на частнокапиталистической собственности, в рамках которого возможен дальнейший прогресс.

Развивая идею последовательного восхождения человечества к совершенству, Тюрго выделяет основные этапы развития общества в соотствии с типом производства. Начальным этапом человеческой истории были собирательство и охота; переход к скотоводству породил дух собственности, потребности в рабах и власти; земледелие привело к

43

усилению  неравенства,   частной   собственности,   государству ("политическому телу"); разделение труда на физический и умственный

-      к становлению и развитию науки, формированию буржуазного уклада.
В своем историческом движении человечество переживало то счастливые
времена, то периоды бедствий, но разум прогрессировал постоянно.

Обоснование целесообразности перехода к новому обществу, где будут господствовать разум и счастье, дано социалистами-утопистами XIX в. Фурье и Сен-Симоном. Согласно Фурье, общество, прошедшее в своем развитии ряд последовательных ступеней (первобытность, дикость, варварство, цивилизацию), должно закономерно прийти к высшей стадии

-      "строю гармонии", сохраняющему нетрудовой доход, частную
собственность, классы, но отличающемуся высокой производительностью
труда, коллективизированным и механизированным сельским хозяйством,
связанным воедино с промышленностью. Такая организация общества
способствует ликвидации противоположности города и деревни, создает
возможность формирования индивидов, как целостных, всесторонне
развитых личностей. Подавляемые существующим обществом
естественные страсти человека нужно направлять на творческий труд,
полный разнообразия и радостного соревнования, разумно организовав
с этой целью трудовые армии - региональные, национальные,
международные. Принцип "притяжения по страсти", обусловливающий
естественную склонность индивидов к какому-либо виду коллективного
труда, Фурье считал основополагающим в социальной науке.

Вслед за Тюрго, Сен-Симон разрабатывает представление об обществе как развивающемся целостном организме, в котором огромное значение имеет экономическая деятельность и собственность. Именно через развитие промышленности и сельского хозяйства, совершенствование производительных сил и искоренение праздности можно проложить путь к новому, рациональному обществу -"промышленной системе", основными чертами которого должны стать всеобщее трудолюбие, равные возможности для реализации и развития способностей, государственное регулирование и планирование хозяйства. Однако решающим фактором построения этого общества является формирование и утверждение новой религии, "нового христианства", основанной на принципе "все люди - братья". Сен-Симон представлял всемирную историю как поступательное движение человечества от низших форм религии к высшим, от первобытного идолопоклонства к политеизму, способствующему утверждению рабства, далее - к монотеизму, приведшему к феодальной сословной структуре, затем - к научному мировоззрению, носителями которого являются ученые и

44

промышленники, и, наконец, - к "новому христианству", утверждающему разум и счастье на земле. Отличие утопий Нового времени от античных идеальных построений общества состоит в том, что они в научной форме отражают находящиеся еще в зародыше тенденции действительного развития общества (т.е. их идеал есть духовное выражение реальной, исторически определенной направленности общества), в то время как античные - идеализируют прошлое, выдавая его за утерянный рай, который вновь надлежит обрести.

Поставив на место божественного провидения понятия естественного закона истории и социального прогресса, ни просветители, ни социалисты-утописты не преодолели до конца провиденциализма. Будучи приверженцами естественных наук, они, как и материалисты XVII