Основные этапы развития социальной философии, страница 20

56

некоей силы, превосходящей их субъективные возможности и намерения. Эта стоящая за свободными действиями индивидов общая закономерность или "высшее намерение" и придает истории прогрессивную направленность и смысл. Свободная воля людей, таким образом, оказывается фатально подчиненной целям абсолюта и превращается в осознанное продолжение бессознательной предначертанности его деяний.

Следует заметить, что взгляды Шеллинга (а также и Гегеля) на природу и историю складывались в значительной мере под влиянием идей И. Гердера - немецкого натурфилософа и просветителя XVIII в. В своей поздней работе "Идеи к философии истории человечества" (1784) он рассматривал историю человечество как дальнейшее развитие природы, которая усложняется в направлении от неорганического вещества к растениям, живым организмам и далее - к человеческому разуму, не способному существовать вне и до материи. При этом развитие природы и общества совершается естественно, без участия надмировых сил. "Человек рожден для общества" и вне его он ничто. Развитие человечества представляет собой единый процесс, в котором каждый исторический этап необходимо связан с предшествующими этапами, а само развитие имеет поступательный характер и направлено к высшему состоянию -гуманности. Основной движущей силой развития общества является человеческий разум, существующий в различных формах, из которых древнейшая -религия, возникшая вследствие бессилия человечества перед могущественными силами природы. Решающую роль в формировании гуманного общества играет наука и основанное на ней производство. Таким образом, история человечества в конечном счете есть процесс развития духовной культуры, в котором преследуемые индивидами конкретные цели не совпадают с конечными результатами их деятельности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель   (1770 - 1831)

Гегель создал концепцию истории, превосходящую все предшествующие концепции. Своеобразие ее состоит в том, что в ней человек и его история выводятся из закономерно развивающегося мирового целого. Тем самым сущностные черты человека и исторического процесса "предваряются" грандиозным логическим процессом развития, проходящим ступени логики, природы, духа. При этом ступени логики и природы выступают как предыстория человечества в ее гегелевском понимании. По Гегелю, логическая идея - это мысль, существующая объективно, сама по себе, и развивающаяся по законам

57

диалектической логики. Развитие идеи в целом и на каждой ступени определяется логикой отрицания отрицания и представляет собой процесс ее самопознания, движения к истине. Человек - логическое следствие самой природы идеи, высшая и закономерная ступень ее саморазвития. Являясь вершиной развития абсолютной идеи, он способен к познанию сущности мира, трактуемого Гегелем как ее воплощение и развитие. Предпосылки всего последующего развития, включая появление человека, диалектически содержатся в чистом бытии, с которого начинается процесс развития идеи. Телесность возникает на ступени природы, проходящей последовательный ряд этапов от всеобщего к особенному и далее к живой индивидуальности, служащей основой становления мыслящей индивидуальности - человека, который является духовным существом и отличается от живого мышлением и волей. Ибо без воли невозможно мыслить, как в свою очередь невозможно обладать волей без интеллекта, поскольку мышление и воля суть две стороны -теоретическая и практическая - способности мыслить31. Если на ступени логики дух был только мышлением в себе, на ступени природы -отчужденным бытием для другого, то на ступени духа он становится освобожденным духом, духом для себя. В философии духа три подразделения: субъективный, объективный и абсолютный дух. В учении о субъективном духе прослеживается его развитие от низших уровней души, во многом зависимой от материи, как бы просвечивающей через телесность (антропология), к сознанию, т.е. душе, способной самоотражаться (феноменология), до становления личности как активного познающего субъекта с его волей, страстью, потребностями (психология). В учении об объективном духе личность включается в жизнь общества, идущего по пути прогресса свободы, проходя этапы абстрактного права, морали, нравственности, в которой достигается более высокое единство морального с правовым, т.е. личное сливается с общественным, составляя сферы семьи, гражданского общества, государства. Развернув свое содержание в сфере общественных отношений, субъект отражает его в общественном сознании - искусстве, религии, философии как этапах развития абсолютного духа. Философия оказывается высшим способом снятия отчуждения, в ней реализуется высший вид свободы. Так как наибольшей свободы, возможной для человека, государство не достигает ни для себя, ни для своих граждан, то лишь в мысли есть свобода. И эту свободу дух приобретает тогда, когда достигает своего высшего самоопределения - философии.

Деятельность индивидов Гегель рассматривает как абстрактно-духовную, но включает в систему духовных связей в качестве посредников

58