Основные этапы развития социальной философии, страница 5

По существу свобода понимается Гераклитом как познанная необходимость, но свободны немногие, прежде всего мудрецы. Благодаря этому жизнь не определяется целиком и полностью вечным и непреходящим строем вещей, или космическим законом. В обществе действуют также законы, созданные людьми и имеющие во многом искусственный характер. Их первоначалом является космический закон, но созданы они для того, чтобы помочь людям, и могут этого достичь, если индивиды сами будут стремиться и желать жить счастливо. Провозгласив человека "микрокосмом", подобным "макрокосму", натурализм призывал к активной "борьбе" с внешней необходимостью (судьбой), "прометееву бунту против богов", активному самоутверждению вопреки обстоятельствам, рождающему свободу, творчество, жажду жизни и деятельности, сообразованной со знанием законов, необходимости. В этом и состоит назначение и величие человека, смысл его бытия.

Как часть мирового процесса общество живет жизнью единого и всеобщего целого, законы которого регулируют рождение и гибель, смену поколений и исторических событий. Подобно космосу, общественная жизнь постоянно меняется, и изменения имеют циклический характер:

22

периоды расцвета полиса сменяются периодами упадка, но в будущем прошлое повторяется в несколько ином или в том же самом виде. Как и космический процесс, она непрерывна, бесконечна и представляет собой постоянные становления настоящего, которое есть единство прошлого и будущего. Приближение будущего - это становление настоящего и вместе с тем удаление в прошлое. "История", таким образом, оказывается вечным круговоротом. Понимание исторического процесса как непреходящего объясняется прежде всего тем, что античные натурфилософы склонялись к признанию всеобщего в качестве неподвижной сущности мира. Способность всеобщего к саморазвитию остается для них неизвестной во многом потому, что проблему всеобщего и единого они решали лишь применительно к процессу познания, выясняя возможности человеческого разума и его отношение к разуму божественному (свойство которого -всегда замышлять нечто прекрасное). Так, по Гераклиту, вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий, и есть сам мир, мировой порядок, или всеобщий логос. Наряду с ним существует человеческий логос, который также имеет огненную природу и также беспределен: "По какому бы пути ты ни шел, границ психеи не найдешь, столь глубок его логос"11. Непрерывность и цикличность истории объясняется еще и тем, что общественная жизнь основывается в первую очередь на тех свойствах, которые даны человеку от природы и, следовательно, непреходящи. Такими свойствами являются естественные потребности (нужда в чем-либо) и способности (склонности, призвание) к той или иной деятельности.

Родоначальником рационального взгляда на историю человечества является Демокрит. Если в поздней мифологии и религии возникновение людей, становление их на путь цивилизации происходит благодаря богам, то, по Демокриту, переход от дикого состояния к цивилизации осуществляется самим человечеством. Античный атомизм изображает как "космическую историю", так и собственно человеческую, начиная ее от первичного времени (дикого состояния) и кончая последними достижениями цивилизации. Тем самым именно в нем заключена в первоначальной форме идея социального прогресса.

С углублением социального неравенства и ростом презрения (отчуждения) к производительному труду и его главному субъекту - рабу - представлению о человеке как телесно-духовном существе, от природы способному ко всяческим учениям и имеющем помощниками во всем руки, рассудок и умственную гибкость, противопоставляется представление о нем как о сугубо духовном существе, бытие которого всецело зависит от структуры его души (преобладающей в ней части).

23

Последняя, согласно Платону, независима от тела, связывающего его с царством животных, бессмертна, состоит из трех частей (духа, мужества, страсти), пребывает до вселения в индивида в мире идей. Человеческая душа и государство (общество) имеют одинаковую структуру. Трем частям души в обществе соответствуют три сословия граждан: правители, стражи, земледельцы и ремесленники, а каждому сословию - своя добродетель: правителям - мудрость, стражам - мужество, земледельцам и ремесленникам - сдержанность. Выполнение каждым сословием своей общественной функции и есть справедливость. Платон разработал два проекта идеального государства, положив в основу второго идеи коллективизма и потребительского равенства. В зависимости от величины имущества, полученного по жребию, все граждане делятся на четыре класса и обеспечиваются достаточным числом рабов, не являющихся гражданами полиса. Рабы занимаются земледелием, ремеслом, торговлей, а граждане - поддержанием и соблюдением норм государственного устройства. Однако распределение произведенного рабами продукта должно быть равным для всех жителей полиса как в количественном, так и в качественном отношении.

По его мнению, хорошее государство должно соединять в себе основные элементы монархии и демократии. "Я вижу, - писал он, -близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги"12. Однако никакой закон не может быть выше разума, знания. Главный источник мощи государства -не число кораблей и воинов, а твердые нравственные основы человеческого бытия. В период начавшегося кризиса греческого полиса он выдвинул тезис о том, что бог - мера всех вещей, считая и веру в бога важнейшим устоем общества, предлагал суровые меры наказания, вплоть до смертной казни, в отношении тех, кто придерживался "нечестивых воззрений", будто бы боги существуют не по природе, а вследствие искусства и некоторых законов. Следуя существующей в нем идее (преобладающей части его души), человек формирует себя, реализует свойственную его душе добродетель и тем самым выполняет общественную функцию. Назначение человека, смысл его бытия по существу состоит в реализации божественного предопределения. Поскольку общественная жизнь основывается на тех свойствах человека, которые привнесены в него идеей, или, иначе, богом, история не имеет собственного (человеческого) содержания и смысла.