Основные этапы развития социальной философии, страница 42

104

Социобиологи (Э. Уилсон, Ч. Ламсден, Р. Александер и др.) решающую роль в синтезе биологического и социального знания о человеке отводят первому. По их мнению, человек является типичным представителем животного мира, его поведение имеет ряд черт, общих для класса приматов, и потому основные принципы поведения животных могут быть использованы и при объяснении таких форм человеческого новедения, как семейно-родственные отношения, общение, альтруизм, агрессия, половозрастное разделение труда, социальное неравенство и т. П., а также и человеческой истории. Э. Уилсон и Ч. Ламсден предприняли попытку представить эволюцию культуры в качестве своеобразного аналога генетической эволюции. По их мнению, основной единице генетической эволюции - гену соответствует базовая единица культурной эволюции культурген. Посредством культургенов (или программ индивидуального развития) генетическая и культурная эволюция могут взаимодействовать. Их взаимодействие имеет сложный характер: изменение в последовательном ряду генов влечет за собой изменение в последовательности культургенов, а те в свою очередь вызывают изменение в последовательности генов. Хотя попытка установить аналогию между генетической и культурной эволюцией имеет рациональное зерно, в целом она не может быть признана корректной. Поиск аналогий между столь разнородными областями становится Плодотворным только при учете диалектики соотношения высшего и низшего. Между тем этим авторам свойственны биологизаторские тенденции в трактовке социального поведения человека.

2.6.4. Современный натурализм

Четкую оппозицию по отношению к антропологизму (натуралистическому и собственно идеалистическому) проявляет натурализм, объединяющий философов с явно выраженными магериалистическими взглядами ("новые материалисты") и колеблющихся между материализмом и идеализмом. Новые материалисты (К. Ламонт, Дж. Сомервилл, А. Эдель) считают, что сущность человека глубоко социальна и исторична. Не являясь исключением из естественного порядка, человек социален по происхождению, стремлениям, отношениям, влияниям, оказываемым на него, и в целях, к которым он стремится. Человеческое Я не сводится к самосознанию, а человек - к антропологическому индивиду. Сознание неразрывно связанно с телом, а личность неотрывна от социальных условий существования. Индивидуальное сознание развивается в

105

социальных рамках и имеет социальную форму - язык. Компоненты человеческой сущности суть потребности, которые делятся на биологические (в пище, жилье, самосохранении, инстинкте жизни и др.), психологические (в удовольствии, удовлетворении и др.), социальные (в воспитании, идеале, смысле жизни и т. д.). В потребностях проявляется природа человека, зависимость его от условий существования. Исторически первыми являются потребности, коренящиеся в инстинктах. Будучи базовыми, они обусловливают на всем протяжении человеческой истории остальные потребности, которые постоянно изменяются (удовлетворение одних ведет к возникновению других). Способ их удовлетворения есть выражение предметной деятельности, практики, т. е. в конечном счете человеческие потребности коренятся в трудовой деятельности. Сила политических, этических идеалов вытекает прежде всего из потребностей масс. Но тип морали определяется не непосредственно потребностями как таковыми, а способом их удовлетворения. Последний обусловливает неодинаковое отношение к нему социальных групп, поскольку они имеют разное положение в системе производства. С возникновением имущественного неравенства появляется и мораль имущих, закрепляющая их социальный статус.

Поскольку действуют и принимают решения индивиды, моральные обязанности лежат прежде всего на них. Индивид ответствен не только перед самим собой (как считают экзистенциалисты), но и перед человечеством, в определенииисторической судьбы которого он играет активную роль. В книге "Философия и гуманизм" (1961) Ламонт отмечает, что "концепция всегда эгоистичного Я является культурным продуктом, и она идет сегодня рука об руку с социальной системой, которая устанавливает экономический интерес в форме "делать деньги" и "делать доход" в качестве первичного мотива стимулирования человека". Истинный гуманизм состоит не в абстрактном человеколюбии, а в стремлении определить пути и средства решения важнейших человеческих проблем: прогресса производства и науки, развития демократии во всех областях человеческих отношений, всеобщего мира. Общество будущего, по их мнению, - это "кооперированное общество" с плановой экономикой, в котором главные средства производства и распределения находятся в общественном владении и распределении, а политическая свобода обеспечена всем. Путь к такому обществу -"социализация капитализма", трансформация его посредством развития планирования и демократии в социализм.

Свобода возникает во взаимодействии человека с природой, заключающей в себе альтернативные возможности, которые до появления

106

сознательных существ не использовались. Животные не наделены Мышлением  и  потому не  имеют свободы выбора,  их  выбор детерминирован инстинктом. Действуя в стереотипной обстановке, человек тоже утрачивает свободу выбора, так как его действия становятся условно-рефлекторными, автоматическими. Последние играют важную роль в человеческой деятельности, будучи необходимым условием профессионального мастерства, но они не характеризуют человека как существо творческое. Свободная человеческая деятельность базируется не на объективных законах, а на выборе между альтернативными случайностями. Таким образом, свобода оказывается основанной на случайности, она есть прежде всего свобода выбора. Если свободно выбранная альтернатива нереализуема, индивиду следует свободно отказаться от прежнего выбора в пользу другого. Объективная необходимость существует и проявляется в законах, но закон функционирует наряду с контингентностью и свободой выбора, т. е. они сводимы к формуле: "если - то". Ламонт полагает, что вооруженный знаниями индивид получает неограниченную возможность использовать случайности путем выбора альтернативы, более отвечающей интересам общества в целом. То есть свобода по существу сводится к возможности беспрепятственно пользоваться случайностью в собственных интересах при известных условиях. Натуралисты негативно относятся к исторической необходимости, осмысливая свободу и необходимость с позиций отчужденной личности. В условиях отчуждения от человека творческой деятельности и ее продуктов, восприятия себя лишь в качестве объекта истории, непричастного к ее ходу, историческая необходимость, выступает как внешняя, принудительная, неуправляемая. Поэтому поиски объективного основания свободы и толкают индивидов в сторону, противоположную необходимости, т. е. к случайности.