Основные этапы развития социальной философии, страница 49

120

предящие формы духовной культуры. Время также есть нечто субъективное, не существующее безотносительно к той или иной форме культуры. Во-вторых, она абсолютизирует тот период в развитии общества, когда народы существовали обособленно и их культурное наследие было незначительным (цивилизации этрусков, инков и др.).

Однако история человечества и всемирная история - это не одно и то же.

Последняя предполагает наличие развитой экономики, политики, культуры, преодоление обособленности государств и народов.

В своем основном труде "Исследование истории"81 А. Тойнби по существу излагает три взгляда на историю и ее смысл, последовательно сменяющих друг друга. В ранний период творчества (до 50-х гг.) он разрабатывал так называемую циклическую теорию истории, рассматривающую становление и эволюцию цивилизаций. Он идентифицировал около тридцати цивилизаций82, подразделил их на первичные (рождающиеся непосредственно из примитивных обществ), вторичные(возникающие из первичных), третичные (порожденные вточными при посредстве церкви). Так, из примитивного, до-неторического общества, рождается минойская (микенская) цивилизация, из которой в дальнейшем возникает эллинская, а из нее с помощью христианской религии появляются западно- и восточнохристианская цивилизации. По его мнению, к 50-м гг. XX в. в той или иной мере сохранились семь цивилизаций: западнохристианская (включающая страны, в которых распространено христианство в католической и протесстантской формах), православная христианская с русской ветвью, исламская, индуистская, дальневосточная и две системы "окаменевших остатков вымерших цивилизаций". По Тойнби, в истории действуют закон бога и закон природы. Первый определяет единую цель, преследуемую разумом и волей людей, второй - регулярность и повторяемость изме-ненний, подобных колесу, вращающемуся вокруг своей оси. Законы науки, являясь отражением законов природы, имеют смысл лишь в том случае, если, фигурально выражаясь, они выполняют роль колес, которые бог приделал к своему экипажу. Наука бессильна, когда речь идет о деятельности людей в истории, где господствует хаос и бессмысленная последовательность событий. Свобода дана человеку богом, который есть воплощенная в личности любовь. Но воспользоваться этим даром человек может лишь тогда, когда любовь становится столь сильной, что можно вверить себя ему и сделать своей его волю. Источник свободы человека -любовь бога, предоставляющего ему "свободу выбора" в рамках провиденциального плана. Ключевую роль в ходе человеческой истории играют взаимодействия "вызова" и "ответа". "Вызов" - это в конечном

121

счете бог, который есть абсолютная реальность, но непосредственно "вызовы" могут проистекать из социальной и природной среды (например, стимул страны с суровыми условиями жизни, стимул новой земли, стимул неожиданного удара со стороны внешнего врага и т.д.). Успешные "ответы"   зависят   от   деятельности   творческих   личностей конденсирующих в себе энергию "жизненного порыва" и излучающих ее вовне. "Индивидуумы, которые осуществляют чудо творчества и которые тем самым вызывают рост тех обществ, где они возникли, больше, чем просто люди. Они могут совершать то, что кажется людям чудесами, так как сами они являются сверхчеловеческими существами буквальном, а не в переносном смысле" 83. Что касается нетворческого большинства, то оно свободно и добровольно подражает (мимезис) ду-ховно-нравственному примеру творческого меньшинства. В примитивных обществах мимезис направлен на старшие поколения и на предков (т.е назад, в прошлое); в них правит обычай и потому они статичны Первичные цивилизации возникают из примитивных обществ вследствие успешного "ответа на вызов", порожденный особо сложной ситуацией которая поднимает людей на не свойственные им до этого свершения.В цивилизациях мимезис устремлен в будущее, т. е. направлен на творческих личностей, управляющих последующими поколениями или оказывающих на них достаточно сильное влияние. Успешность "ответа" предполагает также действие "закона золотой середины": "вызов не должен быть слишком слабым, так как тогда не последует достаточно активного "ответа", но он не должен быть и чрезмерно суровым, ибо это может пресечь рождение цивилизации уже в самом начале". Иначе говоря, для того, чтобы могла возникнуть и полностью развиться цивилизация, необ­ходимо, чтобы "вызов" был оптимальным.

Рост цивилизации - это поступательное движение, прогресс, происходящий благодаря порыву творческого меньшинства, которое посредством серии успешных "вызовов-ответов" кумулирует движение Кумулятивность в макрокосме выражается в овладении внешним миром, его законами, в микрокосме - в усилении самоорганизации и самодетерминации. Критерием роста цивилизации является возможность самодетерминации, а не прогрессивное завоевание человеком окружающей среды. Однако овладение природой - это ключ к развитию цивилизации. Так, для Спарты и Отоманской империи характерна изу-мительная эффективность на первой стадии, вызванная прогрессом в овладении природой, но затем - закостенение и надлом вследствие пренебрежения человеческой природой, сильным давлением на нее, вызвавшим противодействие. Тойнби рассматривает рост цивилизации

122

прежде всего как "прогресс в направлении самоопределения", или этериализации". "В морфологическом смысле "этериализация"

представляется как прогрессивное изменение в организации от сложности к простоте, в биологическом смысле - как скачок от неживой природы к
жизни, в философском смысле - как переориентация духа от макрокосма к      микрокосму, в религиозном смысле - как обращение души от мира, от
плоти, от дьявола - к небесному царству". Иными словами, "прогресс"
цивилизации есть не что иное, как тенденция развития общества в
направлении к личности, индивидуальности.