Основные этапы развития социальной философии, страница 24

Противоречивое и в значительной степени ограниченное понимание истории и ее смысла Гегелем обьясняется прежде всего тем, что в антагонистическом обществе сущность человека, объективный смысл его существования "расщеплены" и потому не совпадают с действительным смыслом истории. Всеобщее, родовое (общечеловеческое) содержание в большей мере представлено в интересах и целях угнетенного класса, которые не противоположны объективному

65

ходу истории, общественной потребности (в отличие от узкоклассовых интересов и целей господствующего класса, смыслом существования которого является эксплуатация, жизнь за счет других). Представляя интерес господствующего класса как общий интерес всех членов общества, Гегель причину общественного неравенства и классового расслоения видит в природном неравенстве людей. Поэтому и частная собственность у него оказалась не исторической формой собственности, а субстанциальным воплощением свободы. Отсюда истинная свобода (а значит, сущность и смысл истории) не связана с уничтожением частной собственности, классов, государства, она полагает прежде всего установление (господство) свободы совести, которая опирается на истинные знания. Положив в основу общественной жизни, истории мысль, т.е представив ее как рост осознания свободы, а не рост действительной свободы, зависящий в первую очередь от степени сложности труда, качества присвоенных человеком сил природы, а также от формы собственности, устанавливающей масштаб развития индивидов, меру реализации их родовой и индивидуальной сущности, Гегель "остановил" исторический процесс, ограничив развитие индивидов заранее установленным частной собственностью масштабом, не позволяющим человеку стать для себя родовым существом, целью, а не средством для других.

Людвиг Фейербах (1804-1872)

. По Фейербаху, основой общственной жизни, истории является человек с его мыслями, чувствами, переживаниями, ибо мыслит не душа и не мозг, а живой человеческий индивид, имеющий соответствующую телесную организацию. Дух вместе с телом и есть человек, вне связи души с телом действительного (а не воображаемого) человека нет и быть не может. Сознание присуще только человеку, так как им может обладать лишь такой субъект, который делает предметом собственный род, свою сущность, или, иначе, такой субъект, который, относясь к самому себе как к наличному живому роду, может познавать также род прочих вещей. Человеческий индивид отличается от всех живых индивидов именно тем, что он тождествен с человеческим родом, т.е. в нем представлены все свойства человека вообще, рода "человек". "Понятие индивидуума... охватывает всего человека, сущность человека - одна, общая сущность сама есть сущность индивидуальная"40. Как единственное универсальное существо из всех живых существ, он способен "сделать космос своим предметом", т.е. вступать в отношение со всем космосом и становиться свободным, преодолев ограниченность животного отношения к природе.

66

В месте с тем свойства человеческой природы по-разному реализуются в индивидах, поскольку их реализация зависит от самих индивидов и от Обстоятельств, в которых они находятся. Поэтому каждый отдельный индивид ("единственный") является одновременно общественным и индивидуальным существом.

Стремясь преодолеть идеалистическое понимание человеческой деятельности в учениях своих предшественников, в том числе и Гегеля, он исследует целесообразную деятельность людей в ее соотношении с природной необходимостью В хотении, желании, представлении человеку кажется, что он ничем не ограничен и не зависит от объективного мира, его законов. Напротив, в реальной (а не воображаемой) деятельности реальный (а не воображаемый) субъект постоянно утверждается в своей зависимости от объективного мира. Это происходит потому, что такая деятельность, во-первых, направлена на предметы природы; во-вторых, она есть реализация определенных целей, которые "столь же материальны, как и орудия этих целей"41; в-третьих, ее осуществляет живое телесное существо. Различие между деятельностью природы и деятельностью человека состоит лишь в том. что природа порождает объекты, а человек - их созидает. Оба процесса являются естественными, ибо в процессе деятельности по осуществлению целей человек не выходит

"из пределов природы", за рамки естественной необходимости. Таким образом, идеалистическому пониманию человека, отождествляющему его с мыслью, самосознанием, Фейербах противопоставил трактовку человека как живого, чувственного существа, имеющего в качестве предметов деятельности независящую от сознания природную действительность Однако он рассматривает чувственность не как материальную практическую деятельность, а как созерцание. Фейербах не поднялся до понимания того, что сознание и специфически телесная организация людей складываются под влиянием исторически развивающейся трудовой деятельности. Человек остается у него абстрактным, внеисторическим существом. Он говорит о социальности человека, но, вслед за Спинозой, понимает ее как невозможность быть человеком вне общества. вне связи Я иТы.

По существу история понята им сугубо натуралистически. Вместо действительных людей и их действительного жизненного процесса им изображаются живые (биологические) мыслящие существа, пассивно созерцающие природу благодаря своей универсальной сущности, неограниченной и свободной, потому что универсальность, неограниченность и свобода неразрывно связаны между собой. Исходя из понимания человека как чувственного существа, для которого

67