Основные этапы развития социальной философии, страница 26

2.5. Русская социальная философия XVIII - XX вв.

Развитие философской мысли в России происходило сначала под влиянием обострения антикрепостнической борьбы, а затем - и антибуржуазной, поэтому одной из важнейших особенностей русской философии на всем протяжении ее развития является острая политическая направленность, усиливающая ее "практический" характер, непосредственно связанный со стремлением, с призывом к преобразованию общественной жизни, к созданию тем или иным способом условий, достойных для жизни и реализации творческих возможностей народа. Другая особенность творческой мысли России -господство в ней так называемой "коллекивной идеи", выражающей примат общественных и государственных интересов над эгоистическими личными интересами. Эта идея, непосредственно порожденная господством общинного землепользования, получила выражение и в православии, которое в этом смысле противоположно западным направлениям христианства, в особенности протестантизму, благословляющему личные эгоистические интересы, направленные на достижение денежного богатства и вещественного благополучия ("сытости"). Будучи по натуре коллективистом, русский мыслитель ощущает более сильную, чем западный индивидуалист, единоличную ответственность за общественную жизнь в целом. Он собственным умом

70

и руками от начала до конца "выстраивает" альтернативу к той данности, реальной русской жизни, которую имеет перед собой. Чувство нравственной свободы - необходимый признак русской мысли, постоянно ощущающей недостаток свободы в самой жизни. Сравнивая Россию с 'Западом, А.И. Герцен отмечал: " У нас лицо всегда было подавлено, поглощено, не стремилось даже выступать. Свободное слово у нас считалось за дерзость, самобытность - за крамолу; человек пропадал в государстве, распускался в общине.., государство росло, улучшалось, но лицо не выигрывало; напротив, чем сильнее становилось государство, тем слабее лицо... Свобода лица - величайшее дело; на ней и только на ней может вырасти действительная воля народа. В себе самом человек должен уважать свою свободу и чтить ее не менее, чем в ближнем, чем в целом народе"45. Что касается внутреннего пафоса русской философии, то он совершенно чужд Западу, ибо в его основе - выбор, не имеющий иных оснований, кроме духовных, идейных, интуиция ухода от всего того, что есть данность, т.е. быт.

В петровскую эпоху философская мысль обособляется от теологии и оформляется в самостоятельную отрасль знания. В.Н. Татищев и А.Д. Кантемир, опираясь на западно-европейские философские учения Нового времени, пробили брешь в господствовавшем в России схоластическом мировоззрении и заложили основы светской философской и социологической мысли. Они резко ограничили роль бога в историческом развитии и утвердили человеческий разум, просвещение в качестве основной движущей силы развития общества и человека. Богословскому принципу любви к богу Татищев противопоставляет светский принцип любви индивида к себе и другим людям, обосновывая его тем, что самосовершенствование человека имеет смысл лишь в том случае, если оно совершается не во имя бога, а ради самого человека. Дальнейшее развитие социально-философской мысли в России происходило под влиянием обострения антикрепостнической борьбы крестьянства, формирования товарного производства и буржуазных отношений, а также русской науки, сделавшей ряд величайших открытий. На этой социально-экономической базе широкое распространение Получило просветительство, положившее начало критике крепостничества и апеллировавшее к разуму и науке.

С творчеством А.Н. Радищева, сделавшего первый шаг в обосновании закономерности борьбы народных масс против к ре постничества, начался новый, дворянский этап освободительного движения в России. Вместе с тем целый ряд высказанных им положений, в первую очередь идеи о правомерности крестьянской революции, о роли

71

народа как активной социальной силы близки к революционно-демократической мысли XIX в. Радищев рассматривал историю человечества как борьбу двух начал - свободы и рабства, каждая из которых переходит в свою противоположность. Подобно тому как естественное равенство сменилось порабощением одной части населения другой, так и рабство будет заменено вольностью. Экономической основой будущего общества станет собственность крестьян на землю, свободный труд на своей земле. Народ - главная сила грядущей революции, основа всей хозяйственной деятельности и создатель материальных ценностей. Роль великих личностей в общественных движениях велика, но для их успеха необходимы соответствующие обстоятельства. Хотя разум и просвещение - главная движущая сила общественого прогресса, большая роль в нем принадлежит естественным потребностям, труду, географической среде. Первым учителем в изобретениях является нужда, толкающая человека к практической деятельности, которая обусловлена естественной средой. Последняя влияет на "умственность", т.е. на духовную деятельность человека, но сам человек формируется прежде всего под влиянием общественных условий - обычаев и нравов. В трактовке явлений общественной жизни Радищев остается на позициях идеализма: "перемена царств" происходит тогда, когда изменяются суждения о нравственности и духовном. Вместе с тем, стремясь к выявлению глубинных движущих сил исторического процесса, Радищев связывает появление рабства с развитием производства и возникновением частной собственности.

В. Г. Белинский высоко ценил идею прогрессивного развития через отрицание старого новым, называл ее "законом исторического развития", без которого невозможен прогресс. Приняв гегелевскую диалектику, он отвергает идеализм как учение, враждебное живой действительности, стремится раскрыть противоречия в самой жизни. С позиций диалектики Белинский доказывает, что "человечество никогда не стоит на одном месте, не отодвигается назад, делая таким образом бесполезным пройденный прежде путь: это только попятное движение назад, чтоб тем с большей силой рвануться вперед"46. История человечества не заключена в каком-то круге, где начало и конец совпадают, она есть непрерывное движение вперед. Его возмущает, что судьбы личности и целых народов приносятся Гегелем в жертву абсолютной идее. Освобождение личностей Белинский ставит в прямую зависимость от завоеваний свободы и установления демократии. Главной движущей силой истории он объявляет народ, верит в его силы и творческие способности. Им высказана догадка относительно роли материальных потребностей в развитии общества и