Основные этапы развития социальной философии, страница 43

Сведение свободы к свободе выбора означает, что субъектом свободы становится не конкретно-исторический индивид, но человек воообще, а история представляется как равнодействующая случайностей. Путь к правильному решению проблемы исторической закономерности и деятельности людей лежит через признание экономического фактора не просто одним из важнейших, а в конечном счете обусловливающим нее другие факторы (политический, моральный т. д.). Только на этой основе может получить объяснение активная роль в истории политики, морали, права.

107

2.6.5. Экзистенциализм

В отличие от позитивистски ориентированных течений экзистенциалистски ориентированные течения выдвигают на первый план фундаментальные философские проблемы. Однако в объяснении их большее значение придают непосредственному созерцанию, интуиции, воле, чем разуму. Поэтому предметом их философии становится не само по себе человеческое бытие, не законы его существования и развития, а раскрытие   смысла   бытия.   В   этой   чистой   субъективности экзистенциалисты стремятся найти основы и принципы свободной и творческой деятельности человека, его подлинного бытия, а через них смысл и значение всякого другого  бытия.

Ж. -П. Сартр видит основной смысл человеческого бытия в том,
что "человек должен обрести себя и убедиться, что ничто его не может
спасти от самого себя, даже достоверное доказательство существования
бога" 69. Человек как индивид, по Сартру, создает себя сам, т.е. он не
сотворен изначально (в нем нет ничего от природы человека как такового,
он есть не что иное, как гегелевское чистое бытие, или ничто).
Человек-               Индивид сам творит себя нравственным проекция своих      существом, создает   собственный проект свободных решений      самого себя. В каждый момент он существует лишь настолько, насколько осуществил себя,

самореализовал свой проект самого себя. Иначе, индивид есть совокупность своих поступков, он сам создает и осуществляет свою судьбу, а вместе с ней и судьбу всего человечества. Поскольку индивид всегда не завершен, рассматривать его как цель нельзя. Это означает, что реализовать себя он не может путем "погружения в самого себя". Только в поиске цели вовне индивид может самореализоваться. Индивид не может знать ничего о себе, не "пройдя через другого" (говоря иначе, он не может осознать свое Я, не вглядываясь, "как в зеркало", в других). В противоположность Кьеркегору, не признающему связи Я и Ты, Сартр считает, что другой (т.е. Ты) необходим Я не только для существования, но также и для самопознания. При этих условиях обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как стоящую передо мной свободу, которая мыслит и желает "за" или "против" меня. Таким образом, открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие. Отрицая существование универсальной, всеобщей сущности человека, Сартр признает существование всеобщих условий человеческой жизни. Под ними он понимает "необходимость для индивида

108

быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным". Однако эти общие условия человеческого существования "ничто не представляют собой, если не пережиты человеком, который свободно определяет себя в своем существовании по отношению к ним". Поэтому хотя индивидуальные проекты могут быть самыми различными, ни один из них не будет чужд другим, поскольку все они обладают универсальной значимостью. "Всегда можно понять идиота, ребенка, дикаря или иностранца; достаточно иметь для этого лишь необходимые сведения. В этом смысле мы можем говорить о всеобщности человека, которая, однако, не дана заранее, но постоянно созидается. Выбирая себя, я созидаю всеобщее".

Реализация себя посредством абсолютно свободного действия есть в то же время реализация определенного типа человечества, ибо "нет никакой разницы между индивидуальным и абстрактным бытием, локализованным во времени абсолютным бытием, т.е. расположенным в истории и универсально постижимым бытием. Индивид творит себя,

(выбирая мораль, а давление обстоятельств таково, что он не может не выбирать какой-нибудь определенной морали, ибо форма ее универсальна (меняется лишь содержание). Сделав свободный индивидуальный выбор, Я своим выбором заставляет жить все челочество. Изобретая для себя свой собственный закон, индивид этим самым "обязывает все человечество жить по этому закону и им определять смысл существования. Смысла жизни Я, каким бы он не был абсурдным, должен стать смыслом всего человечества, истории, ибо Я всегда выше общества. В этой чистой субъективности Сартр пытается найти основы и принципы свободной деятельности человека, подлинного смысла его существования, а через них - смысл и ценности бытия других. Родившись в мире, лишенном всякого смысла и значения, он должен сам придать смысл своему существованию и окружающему миру. Поэтому ощущение абсолютной свободы и ответственности за свою судьбу неизбежно сопровождается, а может быть, и рождается из чувства покинутости и безутешности. Мир не дает ему никаких надежд, он должен положиться на себя самого, свои собственные силы. Отсюда постоянное состояние озабоченности, страх и беспокойство, из которых и должна родиться необходимая решительность и активность. Сартр ставит целью побудить индивида к решительным и активным действиям, к тем максимальным усилиям, с помощью которых он внутренне и внешне в состоянии справиться с задачами и трудностями жизненных ситуаций. Но, подчеркивая одинокость человека в мире, абсолютную враждебность ему сил природы, общества, техники, научного знания, он лишает его реальных средств, с

109