Основные этапы развития социальной философии, страница 11

Преодоление провиденциализма, отрицавшего собственно человеческую историю и ее смысл, начинается с эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.). Античные идеи о стремлении человека к овладению природой, его способности возвысить себя посредством труда и познания, изменить свою природу, получают "новую жизнь". Дж. Бруно одним из первых высказал догадку о труде как свойстве человека, которое отличает его от остальной природы и позволяет господствовать над ней ("быть богом на земле"). Н. Макиавелли выдвинул идею сильного централизованного государства во главе с монархом, способным объединить страну и управлять ею, опираясь не на религиозные догмы и мораль, а на знание реальной жизни, учет естественных потребностей, реальных интересов, мотивов поведения. Гуманисты Ренессанса исходили из природного равенства индивидов и свободного развития их естественной природы, а личный интерес ставили выше общественного. Тем самым церковноосвященной идее природного и социального неравенства они противопоставляли идею равенства и свободы индивидов от природы, а также равенства их возможностей в зависимости от личной деятельности. Этой абстрактной форме гуманизма утописты (Т. Мор и Т. Кампанелла) противопоставили трактовку гуманизма, выражающую общечеловеческую природу. С их точки зрения, истинное равенство не сводится к равенству перед богом или законом, а предполагает определенную материальную основу - общий труд на благо всех и каждого. Поэтому построить справедливое общество можно лишь тогда, когда все будут участвовать в общественном производстве, а блага будут распределяться более или менее равномерно. Являясь утопистами, т.е. приверженцами совершенных форм государственного устройства, существовавших якобы в прошлом, они вместе с тем гениально угадали, что смысл человеческого существования заключен в нем самом и связан с коренным свойством человека - трудом, общественным по своей природе. Такое понимание смысла человеческого бытия во многом несет на себе отпечаток уже развившегося в XVI в. буржуазного уклада. Показательно, что одним из важнейших изменений в религиозных воззрениях, происшедших в ходе Реформации (антифеодальные движения XV - XVI вв. -лютеранство, кальвинизм, направленные против католической церкви и ее догм), является признание труда, или профессиональной

36

деятельности, главной целью и долгом, предписанными человеку богом. Служить богу - значит неутомимым трудом и бережливостью создавать и приумножать богатство. Протестантская этика, с одной стороны, была некоторым возвратом к ветхозаветной (точнее, иудаистской) этике, ориентировавшей человека на достижение земного благополучия и накопление богатства, с другой - заключала в себе зародыш новой буржуазной этики, основанной на принципах индивидуализма и свободы предпринимательства.

2.3. Социально-философские взгляды Нового времени

"Бунт" против средневековой схоластики и провиденциализма приобрел тотальный характер в философских учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта, заслуга которых состоит в разработке формулы господства человека над природой и обществом с помощью разума. В утопии "Новая Атлантида" Бэкон выступает, с одной стороны, как антидемократ, защищая и идеализируя интересы британской короны, нового дворянства и купечества, с другой - как гуманист, устремленный в далекое будущее, девиз которого "все для человечества". Путь в это будущее, по его мнению, может быть проложен экспериментальной наукой, способной не только изменить материальные условия жизни людей, но и возвысить их самих.

Крупнейшим достижением социальной мысли в XVII в. явилось создание английской буржуазной политэкономии, родоначальником которой стал У. Петти, первым выдвинувший трудовую теорию стоимости и признавший труд, наряду с землей, источником богатства (труд - отец богатства, а земля - его мать). В XVIII в. сложился союз философии и политэкономии: Ж. Руссо, Д. Юм, А. Смит были философами и экономистами. В "Богатстве народов" Смит обосновал, что главенство личного (частного) интереса над общественным не исключает общественный интерес полностью в том смысле, что при совпадении и пересечении частных интересов рождается некий общий ннтерес. Каждый производитель, преследуя свои собственные интересы, направляется некоей "невидимой рукой" (свободной конкуренцией) к цели, которая служит интересам общества. Выделив в скрытой структуре буржуазной экономической системы три основных класса и установив пагубное влияние на индивидов существующего в ней разделения труда,

Смит; однако, не обнаружил существенных различий между трудом на разных ступенях развития общества, продолжая рассматривать его

внеисторически, т.е. с позиций изолированного абстрактного индивида, деятельностью которого управляют естественные законы, выражающие

37

особенности человеческой натуры. Исторический подход к анализу экономической жизни раньше других экономистов применил Дж. Стюарт, рассматривавший разделение труда, или производство меновых стоимостей, как форму общественного производства и обмена, опосредованную особым, историческим процессом.

Под влиянием достижений естествознания вообще, биологии с ее идеей эволюционизма в особенности, французские материалисты ставят проблему возникновения человеческого рода и его развития от первобытного состояния к цивилизации. Анализируя это развитие, К. А. Гельвеции связал становление и совершенствование человеческой руки с изготовлением орудий труда и тем самым по существу приблизился к признанию решающей роли труда в процессе возникновения человека из животного мира.