Анализ производственно-финансовой деятельности коммерческой организации, страница 5

- объединение маршрутов наземного движения, при котором пассажиры освобождены от пересадки и получают при этом скидку за проезд по сравнению с использованием метро и автотранспорта одновременно;

- рост количества немуниципального транспорта, маршруты которых совпадают с линией метро;

- недостаточно гибкая политика предоставляемых скидок;

- рост числа владельцев автотранспорта и др.

Некоторые исследования свидетельствуют о том, что отставание в увеличении количества станций, наряду с другими факторами, приводит к сокращению количества лиц, пользующихся услугами метрополитена.

Примерно 40% от общего числа пассажиров пользуются льготами и это, естественно, не может не сказаться на объеме выручки метрополитена от основной деятельности. По проведенным расчетам предположительной выручки, недополученная выручка по основному виду деятельности в 2001 г. составила 116300 тыс. руб. (37,26%), в 2002 г. - 163500 тыс. руб. (41,77%). Потери от перевозки льготных и бесплатных пассажиров составили примерно 40% в общей сумме выручки, в то время как  дотация  составила 13,11%  в 2001-2002 г., результат -  не профинансированных убытков на 27,87%.

Дотация из бюджета города выделяется не в сумме, рассчитанной исходя из потерь от перевозки льготных и бесплатных пассажиров, а от суммы аренды нежилых помещений. При этом НМП не покрывает свои расходы по основному виду деятельности.

Для фактической оценки влияния на недополученный доход от перевозки бесплатных пассажиров, необходим точный количественный учет пассажиров, который может дать только автоматизированная система учета. А пока у нас ее нет, поэтому расчет довольно предположителен и основывается на сплошной выборке пассажиров, которую делают 2 раза в год.

3. Анализ производственно-финансовой деятельности  МУП "Новосибирский метрополитен" за 2002 год.

3.1. Характеристика предприятия за данный период

Новосибирский метрополитен введен в эксплуатацию 28 декабря 1985 года с 5-ю станциями и протяженностью 7,3 км. На начало 2002 года эксплуатационная длина составляла 13,2 км при 11 станциях, в том числе:

Ленинская линия - 10,5 км, 8 станций.

Дзержинская линия - 2,7 км, 3 станции.

В течение года ввода новых станций не было.

Работая с 10 января 2002 года при тарифе 5 рублей метрополитен оставался планово-убыточным предприятием с плановой дотацией 20 млн. руб. в год.

За 2002 год перевезено 47,0 млн. чел., полностью или частично оплачивающих свой проезд. Это на 4% меньше, чем за предыдущий год. Себестоимость перевозки одного платного пассажира составила 6,59 руб.

Основные показатели работы метрополитена за 2002 год приведены в таб. №2.

3.2. Перевозка пассажиров и доходы от перевозок

В 2002 году в связи с более интенсивным развитием маршрутной сети коммерческого и частного наземного транспорта происходило отвлечение пассажиропотока с метрополитена на наземный транспорт. В результате общий объем платных перевозок уменьшился на 4%, в том числе по жетонам - на 5,4%, по ЭРК - на 7,2%.

Количество месячных проездных билетов для студентов сократилось на 11,6%, однако расчетные перевозки по билетам возросли на 4,3% за счет увеличения их стоимости.

Структура перевозок по видам оплаты и доходы от перевозок приведены в таблице №1.

В 2002 году тариф на перевозку пассажиров по жетонам 5 рублей был введен с 10 января.

Стоимость проездных билетов для студентов увеличивалась дважды:

-  по билетам в метро: с 90 до 120 с февраля со 120 до 145 с декабря

- единых:                      со 150 до 200 с февраля с 200 до 250 с сентября.

В план социально-экономического развития г. Новосибирска на 2002 год включены и мероприятия, относящиеся к деятельности метрополитена, в том числе по обслуживанию пассажиров, что последовательно выполнялось.

В 2002 году сохранялся высокий уровень обслуживания пассажиров. На основании анализа пассажиропотока по периодам суток переработан и введен с 1 марта 2002 года новый график движения электропоездов.