Следующий четвертый уровень – это специальные законы, те, которые регулируют относительно узкие участки жилищных отношений. Это, например, Закон о приватизации жилищного фонда в РФ, 1991 года тоже с изменениями, внесенными в 1992 году, весьма существенными, когда половина законов была отменена. Это Закон о Товариществах собственников жилья 1997 года, который регулирует правовой режим кондоминиумов и одну из форм управлением Товариществом.
Говоря о специальных законах (и подзаконных актах), нужно иметь в виду то, что жилищное законодательство, жилищная сфера в соответствие с Конституцией относятся к совместному ведению и России и субъектов РФ. И потому здесь есть и законный субъект, и федеральные законы, и законы субъектов РФ. Правда, как бы подзаконные акты того или иного уровня. Так что есть и законы, принятые субъектом, в частности, нашим Санкт-Петербургским Законодательным собранием.
Огромный массив составляют подзаконные акты. Здесь очень много источников, и в том числе и тех, которые были приняты в советское время, скажем, в 20 – 30-х годах, есть много и российских актов и актов, принятых Правительством, указов Президента, и министерствами, многие из которых уже давно не существуют, но, тем не менее, принятые ими акты продолжают жить.
Наконец, большую роль в этой сфере особенно играют руководящие постановления пленумов верховных судов России и Советского Союза. Здесь действуют еще многие союзные постановления, посвященные спорам в ЖСК, например, и другие. Эти постановления являются типичным примером и доказательством того, что Верховный суд тоже творит право, поскольку в них содержится очень много новых норм права. Здесь не только толкуется закон, но и осуществляется, по сути дела, правотворчество.
Таковы общие представления о жилищном праве и его источниках.
А продолжим мы знакомство как бы с общей характеристикой жилищного законодательства через понимание жилищных фондов, потому что, не поняв, хотя бы в общих чертах, и не разобравшись в жилищном фонде, невозможно понять, как действует жилищное законодательство.
В соответствие со статьей 1 Закона “Об основах федеральной жилищной политики” жилищный фонд – это совокупность жилых помещений независимо от форм собственности, то есть независимо от того, кому принадлежат жилые помещения – гражданам, юридическим, частным лицам, или государственным и муниципальным образованиям.
Здесь нужно подчеркнуть, что в жилищном законодательстве (и раньше и сейчас) проводится как бы двуединая мысль, применительно к жилищному фонду. С одной стороны, законодательство пронизывает идея единства жилищного фонда, это проявляется в том, что к жилищному фонду относятся любые жилые помещения, и государство выражает свой интерес в сохранности, даже если речь идет о частных домах. И в этой связи этот принцип единства жилищного фонда выражается в нормах жилищного законодательства. Государство ведет учет жилищного фонда, проводит его периодическое обследование, регламентирует порядок перевода жилых помещений в нежилые и, наоборот, и так далее.
Все определяется более детально, что же входит в жилищный фонд, а что не входит. Вот, в частности, в жилищный фонд не входят различные помещения, которые предназначены для проживания, но не для постоянного, а временного проживания, скажем, в виде различных сборно-разборных домов, контейнеров, вагонов, передвижных домов; не входят также жилые помещения в нежилых домах. Они могут использоваться только для непроизводственных целей, торговых, бытовых и так далее, поскольку размещение производств в жилых домах законом запрещено без каких-либо исключений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.