Понятие подрядного договора. Круг общественных отношений, страница 7

(Вопрос: У нас существовали какие-нибудь оценочные бюро на этот счет.)

Как на практике спор разрешают? Собирают предложения других строительных организаций. Сложности тогда, когда выполняются действительно уникальные работы, и организаций, которые могут их выполнить, раз-два и обчелся. Но, кстати говоря, это не столь актуально. Мы сейчас говорим о подряде. Для строительного подряда, о котором мы будем говорить позже, там к цене отношение совсем иное, там цена будет существенным условием.

Так вот, нередко даже и в обычном подряде цены устанавливаются на основе утвержденных прейскурантов, и стороны в сущности здесь лишь подгоняют определенную работу под прейскурант. Но и когда речь идет о выполнении работ для госнужд  и т.д., здесь цена определяется на основе проведенных торгов, тендеров и т.д. Цена может выступать либо в виде единой суммы, которая согласована сторонами, либо может чаще всего, особенно когда мы говорим о сложных отношениях, сложных по объему работах, цена приобретает здесь значение сметы.

Итак, в подряде особо выделяется такое понятие, как смета. И, в сущности, смета представляет собой постатейный перечень затрат на выполнение работ. Обычно смету или проект сметы составляет подрядчик, как специалист, который знает, сколько стоят материалы, услуги субподрядчиков. Но смета становится частью договора, включается в договор лишь после ее одобрения заказчиком.

При этом традиционно законодательство разделяет два вида смет – приблизительную смету и твердую смету, причем значение общего правила имеет смета твердая. Но стороны могут договориться о том, что цена подрядных работ определяется ими приблизительно, и значение приблизительной сметы выражается в следующем. Первое положение сводится к тому, что если происходит незначительное отклонение от приблизительной сметы, то такое отклонение как бы вступает в действие автоматически. Если же речь идет о существенном, как правило, увеличении приблизительной сметы, то подрядчик должен об этом известить подрядчика, а заказчику предоставляется возможность либо согласиться с этим, либо он может отказаться от договора. Но при этом, если от отказывается от договора, он должен оплатить подрядчику уже выполненные работы. Никаких санкций за односторонний отказ здесь не следует.

Основная сложность, которая возникает, это то, как разграничить значительные и незначительные отступления от приблизительной сметы. Здесь закон никаких ориентиров не дает, и на практике, наверное, вопрос решается с учетом того, как соотносится измененная величина с самой сметой. Наверное, в пределах до 10% изменение является несущественным, а больше 10% - это уже существенные изменения, хотя эта цифра является условной.

Разумеется, изменение приблизительной сметы не должно зависеть от волевых действий сторон, то есть оно должно происходить независимо. Особенно вина. Если виноват кто-то, значит на него и ложатся все эти увеличения сметы. Например, подрядчик допустил просрочку выполнения работ, а в это время повысились цены на материалы и т.д., значит на подрядчика и должны ложиться все эти дополнительные расходы.

Что касается твердой сметы, то отклонение от нее, как правило, не допускается. Смета, будучи включенной в договор, не подлежит по общему правилу никаким изменениям. Но из этого общего правила есть одно исключение. При существенном возрастании стоимости материалов или стоимости оборудования, если эти материалы и оборудование предоставляет подрядчик, или существенно возрастает стоимость услуг третьих лиц, допустим, каких-то специализированных организаций, которые привлекаются для выполнения отдельных этапов, видов работ, и при условии, что это существенное возрастание нельзя было предвидеть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать от заказчика, чтобы тот согласился на увеличение этой твердой сметы. А если заказчик с этим не соглашается, то подрядчик может отказаться от договора.