Но есть еще второй аспект сотрудничества, который характерен именно для строительного подряда и не свойственен подряду вообще. Это обязанность сторон совместно преодолевать те препятствия, которые возникают на их пути к желаемой цели, независимо от их желания, от их воли, то есть преодолевать совместно трудности, вызванные какими-то объективными явлениями (стихийными явлениями, противодействием третьих лиц и т.д.). Речь идет о чем? Скажем, подрядчик взялся выполнить работы к такому-то сроку, и вдруг какие-то необычные холода наступили, а работники – турки, которые не очень-то холода переносят. Подрядчик допускает определенное отставание. А тут еще трубы какие-то полетели и т.д. То есть никто в этом вроде как не виноват, и подрядчик готов наверстать отставание, но для этого нужно, чтобы заказчик оказал ему содействие. Какое? Не очень обременительное для себя. Если тот хочет, допустим, пригласить дополнительных работников, надо помочь оформить соответствующие визы, которые требуются для привлечения иностранной рабочей силы. Если есть какие-то дополнительные мощности, в которых нуждается подрядчик для ликвидации отставания, нужно это тоже сделать. И так далее. Всё это делается не бесплатно, должно оплачиваться, но, короче, должно такое содействие оказываться.
Но на практике очень часто бывает, когда стороны прямо в договоре с учетом актуальности прописывают получение различных согласований и разрешений, особенно у российских чиновников, что обе стороны должны использовать все свои возможности и связи, добиваться в законном порядке всех необходимых согласований.
Так вот, если заказчик не оказывает подрядчику такого содействия, а подрядчик таким образом не выполняет условия договора, то есть нарушает срок и что-то другое, то заказчик в этом случае лишается возможности предъявить подрядчику какие-то санкции и взыскать убытки, раз он сам не оказал необходимое содействие.
Следующая важная особенность строительного подряда – приёмка результатов работы. Законодатель также уделяет ей повышенное внимание, и особенность в том, что законченные строительством объекты принимаются обычно не только с участием заказчика и подрядчика, а создается специальная государственная комиссия, куда включаются специалисты соответствующего профиля, которые в конечном итоге подписывают или не подписывают акт приемки. Иногда приемка осуществляется в два этапа: сначала рабочая комиссия, а потом государственная комиссия принимает. И здесь подчеркнем ряд моментов.
Во-первых, нужно учитывать, что за организацию приемки отвечает заказчик, который должен обеспечить участие всех необходимых лиц и должен обеспечить их всем необходимым: имеется в виду сырье, материалы, если необходимы испытания, и т.п. Затем здесь так же, как в обычном подряде, переходит риск случайной гибели, но с учетом того, что строительные объекты нередко передаются в несколько этапов, то есть здесь надо учитывать, что риск переходит на заказчика с момента, как правило, подписания актов по передаче отдельных этапов работ, если иное не предусмотрено.
Следующий вопрос, который вызывает много споров между сторонами, это возможность заказчика отказаться от приемки работ и возможность подрядчика снять с себя риски и потребовать оплаты. Если отвлечься от деталей, то суть сводится к тому, что заказчик имеет право отказаться от приемки работы только тогда, когда в результате имеются существенные недостатки, которые препятствуют использованию результатов по назначению или грозят безопасности лиц, которые там будут жить, работать и т.д. Иными словами, только при этих условиях существенных недостатков, а отнюдь не при любых недостатках можно не подписывать заказчику акт приемки. Если он ссылается на какие-то недостатки и требует сначала их устранения, а потом подписания, он действует незаконно. По закону он должен действовать так: акт подписывается, но в нем фиксируются все выявленные недостатки, и подрядчику устанавливается срок для их устранения. Причем за это, как правило, не устанавливаются какие-либо санкции. Санкции устанавливаются за не устранение подрядчиком выявленных недостатков в установленные сроки или, если они не установлены, то в разумные сроки, которые необходимы для устранения недостатков. И поэтому если заказчик необоснованно уклоняется от подписания акта приемки, то подрядчик может составить акт в одностороннем порядке без подписи заказчика, но рекомендуется приглашать представителей не заинтересованных организаций, которые фиксируют, что заказчику было предложено, но он отказался от подписания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.