Понятие подрядного договора. Круг общественных отношений, страница 23

Регулируется вопрос о том, какого качества должно предоставляться транспортное средство. Различается пригодность его в коммерческом отношении, то есть пригодность в отношении конкретного груза, и пригодность в техническом отношении. Регулируются вопросы погрузки, выгрузки и множество других.

В отношении грузоотправителей регулируются вопросы, скажем, замены одного груза на другой вид груза. Регулируется место погрузки, необходимость особым образом маркировать груз и т.д.

Все эти действия регламентируются транспортными уставами и кодексами. Стороны их как бы не регулируют, у них нет договора. Долгосрочные договоры лишь определяют объемы и т.д., а дальше вступает в действие транспортное законодательство, которое решает все эти вопросы. И вот только с момента, когда груз будет  передан перевозчику, погружен на транспортное средство, с этого момента договор считается заключенным. Поэтому договор перевозки является реальным. Транспортная организация подает транспортное средство, перевозчик дает груз – всё сошлось, договор перевозки заключен. Это важно различать, потому что устанавливаются разные условия ответственности за нарушение этих договорных обязанностей и нарушение собственно договора, разные объемы ответственности, формы ответственности и т.д.

Теперь несколько слов о самом договоре, наиболее сложных вопросах по договору. А наиболее сложными здесь являются вопросы о субъектах. Содержание ничего сложного не представляет. Содержание какое? Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в исправном состоянии, соблюдать, выдать и т.д. Грузоотправитель должен оплатить перевозку и т.д. Но субъекты перевозки не очень ясны. Казалось  бы, чего проще. С одной стороны – организация, перевозящая груз, с другой – организация, которой оказывается эта транспортная услуга. Мы говорили о том, что договоры перевозки бывают разные, в том числе бывают смешанными, а то и прямыми смешанными перевозками, когда в перевозке участвует несколько лиц.

Начнем с перевозчика. Когда в перевозке участвуют несколько транспортных организаций, возникает прежде всего вопрос, кто же является субъектом этих перевозок, кто противостоит грузоотправителю и грузополучателю, какая транспортная организация: та, которая принимает груз, скажем, ж/д, или та, которая его транспортирует на каком-то отрезке, скажем, водный транспорт, или организация автомобильного транспорта, которая заберет груз у речников и доставит его грузополучателю?

В теории это один из излюбленных вопросов, по которому давно ведутся споры. И наиболее распространенной является теория представительства. В соответствии с этой теорией стороной, которая противостоит грузоотправителю, грузополучателем являются все участвующие в перевозке транспортные организации, то есть они выступают, как своего рода единая организация, хотя при этом они относятся к разным видам транспорта и являются совершенно юридически независимыми друг от друга. Теория представительства исходит из того, что, заключая договор перевозки, а кто его заключает? – заключает транспортная организация, принимающая груз, она выступает не только от своего собственного имени, но и от имени всех других транспортных организаций, которые будут участвовать в перевозке, и является их законным представителем, именно законным представителем, потому что они между собой никаких договорных отношений не заключают, или иногда заключают, но обычно не между самими транспортными организациями, а их органами управления. Раньше это были разные министерства, сейчас проще – это единое Министерство транспорта. Но так или иначе основой для взаимодействия транспортных организаций для перевалки груза (перевалка – это передача груза с одного транспорта на другой) служат различные узловые соглашения или навигационные договоры, когда нужно доставить груз в какие-то отдаленные местности в краткий период, и органы, управляющие транспортом, заключают такие договоры, где указывают, какое количество грузов будет передаваться, какие будут грузопотоки и т.д. И точно так же, как законный представитель всех других транспортных организаций, выступает и любая другая транспортная организация, которая либо транспортирует груз на определенном этапе, либо выдает его грузополучателю.