От указанных выше сроков, которые являются, собственно, сроками обнаружения недостатков в результате работы, необходимо отличать сроки исковой давности по искам о ненадлежащем качестве работ. Если юридическое значение первого вида срока состоит в том, что требования заказчика по качеству обоснованы только тогда, когда недостатки обнаружены в течение указанных выше сроков, то значение сроков исковой давности вам известно: в течение срока исковой давности можно заявлять претензии в суд. Применительно к договору подряда иски о недостатках результата работ могут быть заявлены в сокращенных пределах, специальных сроках исковой давности. По общему правилу этот специальный срок здесь составляет 1 год с момента обнаружения недостатков. Недостаток обнаружен, заказчик узнает о нарушении его права, и с этого момента начинает течь срок исковой давности для предъявления иска.
И вот при условии, что недостатки обнаружены в течение указанного в законе срока, гарантийного или разумного в пределах двух лет, и при условии, что затем и иск заявлен вовремя, заказчик пользуется следующими правами. Во-первых, он может требовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков, то есть проведения бесплатного ремонта (это самое общее требование, которое у заказчика есть всегда).
Во-вторых, он может требовать соразмерного уменьшения цены договора подряда, например, соглашаясь, что пусть вещь будет с недостатками, но пускай часть цены будет возвращена или недоплачена.
В-третьих, он может требовать возмещения своих собственных расходов на устранение недостатков. Правда, эта последняя возможность имеется лишь тогда, когда об этом прямо сказано в договоре или когда об этом ничего не говорилось в договоре, но подрядчик не выполнил требования заказчика об исправлении недостатков, и только после этого у заказчика появляется право самому устранять недостатки либо силами третьих лиц и затем возлагать это на подрядчика.
Кроме того, подрядчику предоставляется еще одна дополнительная льгота, а именно, если к нему предъявлены требования по недостаткам, ему предоставляется возможность немедленно заменить вещь на качественную, и тогда у заказчика отпадают все остальные возможности: требовать бесплатного ремонта, уменьшения цены и т.д. Правда, подрядчик может не уложиться в сроки, допустим, уже нести ответственность за просрочку, но она может быть значительно меньше, чем другие его потери. А если недостатки являются существенными, то заказчик может отказаться от договора. Раньше мы говорили об обычных недостатках.
Что же такое существенные недостатки? Их закон тоже не раскрывает, но из смысла закона вытекает, что существенными признаются те недостатки, которые не могут быть устранены в течение разумного срока, либо они являются неустранимыми, либо после устранения вновь появляются в результате работы. Тогда заказчик может отказаться от договора и потребовать обратно всё выплаченное.
Возможны случаи, когда уже в ходе выполнения работы становится очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, в том числе не будет качественного результата, то есть заказчик видит, что подрядчик ведет работу настолько плохо, что явно не будет качественного результата. В такой ситуации заказчик должен поступать следующим образом. Он обязан предоставить подрядчику срок для устранения недостатков, который достаточен, и если подрядчик не устранит эти недостатки, заказчик может отказаться от договора еще на этапе выполнения работ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.