Понятие подрядного договора. Круг общественных отношений, страница 11

Видите, как бы одни нормы противоречат другим: с одной стороны, нарушение промежуточных сроков не дает права отказаться от договора заказчику, а, с другой стороны, ст.715 предусматривает такую возможность. На самом деле противоречий между ними нет, потому что здесь имеется в виду ситуация, когда действительно заказчик на свой риск с учетом того, что он должен доказать обязательно, что подрядчик не успеет к сроку, может отказаться от договора. И, как правило, для этого должны быть весомые аргументы, например, что невозможно выполнить работу к сроку. А если все-таки заказчик ошибется и подрядчик наверстает отставание, то за всё, что допущено заказчиком к прекращенному договору, будет отвечать он.

Подрядчик обязан предоставить заказчику всю необходимую информацию, которая касается эксплуатации или иного использования предмета подряда. Конечно, это не всегда нужно делать, а тогда, когда это либо прямо предусмотрено договором, либо когда результат работы таков, что без особых инструкций подрядчика, без предоставления дополнительной информации подрядчика заказчик просто не сможет ввести в эксплуатацию и использовать по назначению или может сам при этом пострадать. Если при передаче заказчику результата информация, необходимая для использования, не передается, это приравнивается к не передаче результата. Кроме того, если заказчик будет неправильно использовать результат в связи с отсутствием информации, или информация передана неправильно и в связи с этим происходит порча или гибель, то отвечает за это подрядчик.

Наконец, подрядчик должен передать заказчику такие результаты работы, которые соответствуют условиям договора по качеству, а если в договоре на этот счет ничего не сказано, то отвечать обычно предъявляемым требованиям. Требования относительно качества результата работы подрядчика могут быть либо прямо оговорено в договоре, записаны, либо могут быть установлены путем отсылки сторон в договоре к какому-нибудь ГОСТу или известному образцу. В тех случаях, когда ГОСТы отсутствуют и в договоре на этот счет ничего нет, приходится оперировать такими понятиями, как обычно предъявляемые требования, пригодность в пределах разумного срока и т.п. вещи, которые законодатель употребляет.

И конкретное содержание должно быть установлено с учетом предмета договора, условий договора и, конечно, влияет также на решение вопроса, является ли подрядчик предпринимателем или не является. Закон и здесь предъявляет повышенные требования к предпринимателям. Подрядчик может либо по договору, а иногда в соответствии с законом или обычаями делового оборота предоставлять заказчику так называемую гарантию качества, то есть ручательство за то, что в течение всего гарантийного срока результат работы будет соответствовать условиям договора или обычно предъявляемым требованиям. И вот этот гарантийный срок в отношении качества начинает течь с момента, когда результаты работы переданы заказчику, и исчисляется он так же, как и при купле-продаже, и даже в главе о подряде делается прямая отсылка к правилам, соответствующим закону о купле-продаже.

Если в договоре отсутствует указание на конкретный гарантийный срок, то подрядчик в любом случае должен обеспечить, чтобы результат работы был пригоден для использования по назначению в пределах разумного срока, но в пределах двух лет с момента передачи результатов работы заказчику. Иными словами, здесь вопрос решается примерно так же, как в купле-продаже, то есть, даже если в договоре не было специального гарантийного срока, даже если этот гарантийный срок, который был меньше двух лет, истек, но если для данного результата в соответствии с условиями делового оборота установлено, что он должен использоваться более длительный срок, который не превышает двух лет, если в этот период обнаруживаются какие-то недостатки, то заказчик может предъявлять претензии по качеству. Здесь в отличие от гарантийного срока что происходит? Меняется бремя доказывания. Если это произошло в течение гарантийного срока, заказчику ничего доказывать не нужно: предполагается, что недостаток имел место до передачи. Если же это произошло за пределами гарантийного срока или его вовсе не было, но в пределах разумного срока, то бремя доказывания наличия недостатков в результате возлагается на заказчика.