Менее распространенной является теория третьего лица или теория возложения. Суть этой теории заключается в том, что, по мнению её сторонников, стороной в договоре перевозки является только транспортная организация, принимающая груз у грузоотправителя. Правда, некоторые добавляют, что и транспортная организация, принимающая груз, и транспортная организация, выдающая груз. А все остальные транспортные организации выступают в роли третьего лица, на которое возлагается исполнение. Что такое конструкция возложения исполнения на другое лицо, вам должно быть памятно из общей части гражданского права.
Основным недостатком данной теории является то, что в данном случае конструкция возложения теряет одну из основных своих черт, а именно, что за третье лицо отвечает то лицо, которое возложило исполнение. Оно отвечает за действия этого третьего лица., как за свои собственные. А вот здесь этого не происходит, потому что каждая транспортная организация отвечает сама за себя на определенном этапе. Вот если будет доказано, что испорчен груз во время транспортировки по реке, будут отвечать речники, если на автомобильном транспорте, они будут отвечать и т.д. Поэтому транспортные организации передают друг другу груз по особому акту и т.д.
(Вопрос: А кто будет это доказывать?)
В конечном счете здесь законодатель облегчает положение грузополучателя. Он адресует все претензии организации, выдающей груз, и предполагается, что она отвечает. Но она может доказывать, что она такой груз приняла и вот документы, подтверждающие это.
Не меньшие сложности возникают в отношении стороны, которая противостоит перевозчику. Ясно, что такой стороной является грузоотправитель, организация, которая сдает груз, которая подписывает транспортные документы и которая оплачивает перевозку. Сложностей не возникает, когда грузоотправитель является и грузополучателем, то есть организация отправляет в свой же филиал и т.д. Но чаще всего в роли грузоотправителей выступают другие организации, совершенно юридически не зависимые от грузоотправителей. И возникает вопрос о том, какую же роль играет в договоре грузоотправитель с учетом того, что он обладает и правами, и обязанностями, и несет ответственность перед перевозчиком. Здесь тоже существуют разные подходы, но можно выделить три основных.
Господствующий подход сводится к тому, что договоры перевозки расцениваются, как договоры в пользу третьего лица. Сущность этой теории такова, что стороной, заключающей договор перевозки, является только грузоотправитель, но он заключает этот договор не в свою пользу, а в пользу третьего лица – грузополучателя. И эта конструкция здесь срабатывает, поскольку третье лицо из такого договора действительно приобретает права, это бесспорно, иногда и обязанности приобретает.
Другая теория – это мнение о том, что грузоотправитель и грузополучатель представляют собой одну сторону, то есть два лица на одной стороне. Но эта теория имеет тот недостаток, что она не объясняет, как же так, если они одна сторона, а обладают они разными правами и обязанностями, не совпадающими, несут разную ответственность.
Есть и другие взгляды на эту проблем. Иногда подчеркивается, что это не договор в пользу третьего лица, а договор об исполнении третьим лицом. Но, как вы знаете из общей части, это тоже вещи разные, и это тоже обычно подвергается критике, потому что при договоре об исполнении в пользу третьего лица у того обычно права возникают, а обязанностей нет. Иногда просто говорят, что это трехсторонний договор, а иногда – своеобразный договор, договор особого рода, и никак его не объясняют.
Что касается предмета договора, то им являются транспортные услуги. Это прежде всего услуги по доставке, но не только. Это услуги по погрузке, выгрузке, хранению груза и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.