Понятие подрядного договора. Круг общественных отношений, страница 25

Цена договора – это плата за перевозку, и особенность здесь в том, что плата обычно устанавливается на основе утвержденных тарифов, которые утверждаются вышестоящими органами, если речь идет о государственном транспортном средстве, либо согласуются самостоятельно частными перевозчиками, и у тех обычно есть свои тарифы. И стороны обычно выбирают скорость доставки, условия доставки и т.д.

Что касается срока, это тоже вопрос, который, как правило, сторонами не согласовывается, кроме случаев, когда речь идет об ускоренной и прочей доставке. Обычно здесь действуют нормативы, в соответствии с которыми груз по ж/д должен быть доставлен, скажем, из Санкт-Петербург в Екатеринбург за такое-то время, и выбраны кратчайшие маршруты. С учетом этого устанавливаются сроки, то есть стороны не оговаривают специально, но уже просрочка осуществляется, исходя из этого.

Форма договора перевозки. Хотя договор перевозки и реальный, как правило, но при его заключении оформляются транспортные документы, которые сами по себе формой договора не являются, но подтверждают его заключение, отдельные условия и т.д. Это может быть консенсуальный договор, может быть обычный, нормальный договор. Наиболее распространенной является система транспортной накладной и система коносамента.

Транспортная накладная – это документ, который составляется грузоотправителем на имя грузополучателя. Он предъявляется транспортной организации, которая принимает груз, она проверяет правильность составления этой накладной. Дальше она сдается перевозчику и следует вместе с грузом, а в месте прибытия груза выдается вместе с грузом грузополучателю. В законодательстве регламентируются сведения, которые вносятся в накладную.

Здесь важно подчеркнуть, что за правильность оформления накладной и т.д. отвечает грузоотправитель. Поэтому, если он не умеет этого делать, то лучше прибегнуть к услугам экспедитора.

Перевозчик может вносить в накладную определенные сведения, например, о переадресовке груза (изменение грузополучателя). Это одно из прав грузоотправителя – изменить грузополучателя до выдачи груза. Вносятся сведения о внесенных платежах, о доплатах со стороны грузополучателя и т.д. А грузоотправителю, сдавшему груз в перевозку, в подтверждение этого факта выдается другой документ – грузовая квитанция, в которой некоторые сведения из накладной дублируются, и она подтверждает факт заключения договора. Если груз будет утрачен вместе с накладной, то она доказывает как бы наличие договора перевозки.

Особенность коносамента заключается в том, что он является одновременно ценной бумагой. Он характеризует груз. Здесь экземпляр коносамента обязательно остается у грузоотправителя. Он может распорядиться грузом еще во время его пути, передав кому-то коносамент, и тем самым обладатель коносамента может получать этот груз.

Содержание договора мы опускаем и сразу переходим к ответственности. Речь пойдет не об ответственности за конкретное нарушение, в чем нет никаких сложностей, а речь пойдет об особенностях ответственности перевозки вообще, поскольку здесь по сравнению с любыми другими гражданско-правовыми договорами очень специфичная ответственность. И эта специфика была всегда. В прежние годы ее было еще больше.

Если суммировать сказанное и то, что будет сказано, суть сводится к тому, что перевозчики традиционно всегда ставились в привилегированное положение по отношению к своей клиентуре и в части объема ответственности, и в части условий ответственности, бремени доказывания и т.д. Сейчас законодатель частично это подправил в кодексе, но сделал это, к сожалению, не очень качественно. В чем это проявляется и почему такой вывод мы сделаем? Потому что в комментариях, которых появились после принятия ГК, их составители хвалились, что мы наконец-то перевозчиков поставили в более-менее равное положение по ряду моментов и т.д. Но сделано это было с юридико-технической стороны не очень удачно, мягко говоря. И когда один за другим стали появляться новые транспортные уставы, мы в них увидели то, что опять по многим моментам  перевозчики находятся в привилегированном положении благодаря тому, что положения ГК можно и так, и так истолковать.