Сейчас это немножко смягчено в том плане, что и сейчас ответственность в основном определяется императивными нормами транспортных уставов и кодексов и частично ГК, но сторонам предоставляется возможность несколько изменять ответственность, вводить дополнительную ответственность за нарушения, повышать ответственность по сравнению с установленной законом. И единственное здесь установлено ограничение о том, что перевозчики не могут понуждать своих клиентов к согласию на понижение размера ответственности перевозчика. Но императивность тем не менее остается.
Специфична форма ответственности. Формой гражданско-правовой ответственности является взыскание убытков и неустойки. Причем взыскание убытков применяется всегда, неустойка – в случаях, указанных в законе или договоре. Здесь же действует другое правило. Общей формой ответственности при перевозке является неустойка. Напротив, убытки взыскиваются только в случаях, прямо указанных в законе. Имеется в виду ГК и транспортные уставы и кодексы. Причем неустойка-то здесь не обычная, а исключительная. Дело ограничивается только уплатой штрафа. Убытки по общему правилу не покрываются.
Специфична она по объему. Сам штраф напрямую с убытками никак не связан, и убытки могут быть сколь угодно большие, а дело ограничится взысканием небольшого штрафа. Таким образом, даже это позволяет сказать, что здесь ответственность не покрывает убытков и является усеченной. Но даже в тех случаях, когда рассматривается возможность взыскания убытков, например, при утрате или повреждении груза, здесь перевозчик отвечает, но эта ответственность ограничивается только реальным ущербом, то есть ответственность в размере стоимости утраченного или поврежденного груза. То, что у грузоотправителя могут возникнуть любые другие убытки, например, штрафы, которые он платит контрагентам за недопоставку и т.д., ничего этого взыскать с ж/д нельзя.
Следующая специфическая черта ответственности – это особый порядок ее реализации. В настоящее время претензионный порядок, который в советское время был обязательным в отношениях между всеми социалистическими организациями, был отменен еще с принятием предыдущего Арбитражного кодекса и сохранен этот претензионный порядок, однако, для двух сфер: для сферы транспорта и связи. Но здесь он сохранен не для всех случаев, а в тех случаях, когда клиенты адресуются к перевозчику, предъявляются претензии перевозчику. Здесь клиент не может сразу обратиться с иском к перевозчику, а должен сначала предъявить претензию. А что касается перевозчика, он может без предъявления претензии предъявить иск.
Составители кодекса написали в посвященных сроку исковой давности статьях (здесь, кстати говоря, действует еще исковая давность), что до предъявления иска (этот самый годичный срок) должна быть предъявлена грузоотправителем или грузополучателем претензия, а если перевозчик эту претензию отклонит или не рассмотрит в течение месячного срока, можно обращаться с иском в суд. И вот составители кодекса в комментариях писали, что мы вот такой записью отменили все особые претензионные сроки, которые были ранее предусмотрены в транспортных уставах и кодексах. И, таким образом, что было по идее? что можно предъявить претензию в любое время, но в пределах годичного срока, то есть не позднее, чем 11 месяцев с момента нарушения. Перевозчику дается месячный срок на рассмотрение, и если он отвечать не будет, то исковая давность уже течет. Вот такая была мысль у составителей. Но появились опять транспортные уставы и кодексы и в них опять регламентируется каждый вид претензионного срока. Пропустил претензионный срок – лишаешься права на предъявление иска. Недавно арбитражный суд пытался поправить это положение но, тем не менее, пока дело обстоит так.
____________
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.