Особенности имеются и в условиях, и в характере, и в форме ответственности, и в объеме ответственности. Что касается условий ответственности, здесь наиболее специфичными являются условия о вине. Во-первых, не совпадают условия ответственности за нарушение обязанностей на преддоговорной стадии и за нарушение самого договора. Ответственность за нарушение преддоговорных обязательств, того, что вытекает из договоров на долгосрочную организацию, из разовых заявок, ответственность строится без вины. В ГК и с отсылкой к транспортным уставам и кодексам указывается на перечень обстоятельств, которые являются исчерпывающими (с учетом того, что есть ГК плюс транспортный кодекс), при наличии которых стороны освобождаются от ответственности. И только при наличии этих обстоятельств ответственность не наступает.
Какие это обстоятельства? Например, это действие непреодолимой силы: какие-то пожары, наводнения, заносы, военные действия. Например, для перевозчиков таким оправдывающим обстоятельством является запрет перевозок в определенные районы, по определенным направлениям и т.д. Для грузоотправителей это, скажем, авария, которая вызвала приостановление производства на срок не менее 3 суток, и т.д. Но мыслимы и другие основания, при которых перевозчик или грузоотправитель не смогли выполнить своих обязанностей по предъявлению груза к перевозке или подаче транспортных средств. Но если только они не подпадают под этот перечень, стороны за них будут нести ответственность.
А вот ответственность по договору в строгом смысле всегда наступает за вину. Причем это тоже может рассматриваться, как особенность, потому что в отношениях здесь участвуют предприниматели. Вы помните, что в соответствии со ст.401 предприниматели отвечают на началах риска по общему правилу. Здесь же при перевозке ответственность наступает только на началах вины.
Третья особенность, касающаяся вины. То, что произошло с принятием ГК в пользу клиентов, это то, что была наконец ликвидирована презумпция того, что перевозчики в целом ряде случаев признавались невиновными. И в транспортных уставах и кодексах был довольно большой перечень обстоятельств, при наличии которых с перевозчиков снималась ответственность, и чтобы их привлечь к ответственности, грузоотправитель или грузополучатель должны были доказать их вину. Что это за обстоятельства?
Например, для железной дороги это прибытие груза с исправными пломбами или перевозка груза в сопровождении экспедитора грузоотправителя. Иными словами, это приводило к тому, что ж/д могла как угодно транспортировать, формировать свои составы с горки, когда по инерции один вагон формирует состав, и их мало интересовало, что же находится внутри вагонов, потому что пломбы были целы, а то, что там всё было побито, это их не касалось, и, короче, надо было всё это доказывать. Сейчас эта норма отменена. Конечно, и сейчас на практике часто ссылаются на эти обстоятельства, но это служит одним из доказательств для перевозчика о том, что они не виноваты.
Вторая существенная особенность (мы уже переходим к характеру ответственности) заключается в том, что ответственность перевозки носит строго императивный характер. В прежние годы императивность была доведена до абсолюта, ибо в каждом уставе и кодексе было написано, что ответственность наступает в случае, в порядке или условиях, предусмотренных соответствующим транспортным уставом или кодексом. И что бы не было в ГК и т.д., это никакого значения не имело, и о чем бы не договорились сами стороны. Только так, как в транспортном уставе и кодексе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.