Но специфика заключается в том, что еще до того, как груз поедет по железной дороге, поплывет по морю и т.д., стороны совершают целый ряд конкретных фактических действий, которые тоже регулируются транспортным законодательством. И по сути дела стороны при этом своими фактическими действиями заключают реальный договор перевозки, и основой для совершения этих реальных действий являются договоры на долгосрочную организацию перевозок (в прежние годы – планы перевозок) или разовые заказы грузоотправителей на ту или иную перевозку. Чаще всего это договоры на организацию перевозок. Конечно, мелкие, средние предприятия, которые эпизодически прибегают к услугам транспортных организаций, никаких договоров не заключают. Они дают транспортной организации какой-то заказ, чтобы транспорт был тогда-то в таком-то месте. А крупные предприятия, которые систематически отправляют товар, сами завозят что-то, заключают специальные договоры, обычно на год, которые определяют, сколько этому предприятию нужно транспорта в течение года, что он собирается перевезти. На различных видах транспорта они именуются по-разному: могут называться просто годовым договором, как на автомобильном транспорте, на морском транспорте называются долгосрочным договором, на речном транспорт – навигационным договором и т.д. И вот в этих договорах стороны согласуют количество транспортных средств, в котором будет нуждаться грузоотправитель, виды транспортных средств, и примерно это всё распределяется по периодам времени, то есть в течение года.
Но поскольку эти сроки большие и объемы большие, то дальше встает проблема разбивки этих годовых объемов перевозок на более дробные части. И вот эти годовые объемы дальше делятся на месяца, и стороны между собой утверждают так называемые месячные планы перевозок. Это не те планы, которые им кто-то сверху спускает, а документы, где перевозчик и предприятие согласовывают месячные объемы перевозок, то есть транспортная организация обязуется в этот период такое-то количество транспортных средств дать, предприятие-грузоотправитель такое-то количество груза представить.
Но и месячные объемы – это тоже объемы не маленькие. И поэтому дальше идет следующая конкретизация. Планы конкретизируют уже по декадам. Обычно на разных видах транспорта применяются две системы конкретизации месячных объемов перевозок: это система декадных заявок и система графиков. Система декадных заявок сводится к тому, что обычно за 3-5 дней до начала декады грузоотправитель подает транспортной организации заявку, что, допустим, я с 10 по 20 апреля нуждаюсь в 60 ж/д вагонах такой-то емкости и т.д. А ж/д, получив эту декадную заявку, либо ее принимает к исполнению, либо говорит, что не может, и тогда стороны между собой согласовывают, сколько будет выделено на соответствующую декаду. Согласовали – и каждая из сторон обязана придерживаться этого, и за это будет ответственность, хотя между сторонами еще нет договора. Всё это возникает на преддоговорной стадии.
Система графиков – это система расписаний, когда подходит, допустим, судно в такое-то время, к такому-то месту и т.д., и грузоотправитель должен подгадать так, чтобы завезти в порт соответствующее количество грузов и т.п.
Транспортное законодательство подробно регламентирует права и обязанности будущих перевозчиков на этой еще преддоговорной стадии, и права и обязанности грузоотправителей. В частности, в отношении перевозчиков регулируются такие вопросы, как, скажем, возможность сгущения в подаче транспортных средств, то есть подачи большего количества, чем заказано грузоотправителем. По общим правилам, это допускается только с согласия грузоотправителя, но на некоторых видах транспорта с учетом специфики транспортных средств это делается даже без согласия грузоотправителя и грузоотправитель на морском или речном транспорте должен быть готов к тому, чтобы, скажем, загрузить больше на 25% груза, чем он заказывал, потому что, если он этого не сделает, он будет либо платить штраф, либо оплачивать пустые трюмы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.