Понятие подрядного договора. Круг общественных отношений, страница 16

Рассмотрим лишь особенности строительного подряда и начнем с административных предпосылок, которые предшествуют самому договору. Поскольку и сейчас ведение строительства связано с землей, вопросами экологии, градостроительной политики, пожарной безопасности и т.д., для того, чтобы начать строительство, нужно получить множество согласований. И прежде всего начальным этапом является создание технико-экономического обоснования (ТЭО) и утверждение проекта строительства. Готовиться это может специализированной организацией по заданию заказчика или подрядчик может принять на себя обязанность подготовки этих данных. Кто бы это не делал, это ТЭО и проект подвергаются государственной вневедомственной экспертизе. И экспертиза осуществляется специализированными органами градостроительства и архитектуры. У нас в городе есть специальное  управление государственной вневедомственной экспертизы.

После того как получен положительный результат по этим документам, по проектам, следует утверждение данного проекта, а это утверждение происходит в зависимости от того, за чей счет осуществляется финансирование соответствующих строительных работ. Если это строительство осуществляется за счет федеральных средств, то утверждает соответствующий либо федеральный орган в области архитектуры и строительства либо иные органы в установленном порядке. Если субъект Федерации строит за свой счет, то их компетентные органы это утверждают. А если строительство финансирует частный инвестор, будь то физическое или юридическое лицо, то и утверждает проект тоже он.

Сами договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке, как любой гражданско-правовой договор, так и путем проведения подрядных торгов, на что ориентирует действующее законодательство. Есть закон, о котором мы говорили применительно к поставке для государственных нужд, который в том числе распространяется и на заключение договора государственного подряда. Но есть и специальный акт, касающийся вообще проведения подрядных торгов, рассчитан именно на заключение договоров подряда, утвержденный Госкомимущества в 1993 году. Этот акт тоже носит обязательный характер тогда, когда в основном для нужд субъектов и федеральных нужд осуществляется это строительство, а, скажем, частный инвестор может руководствоваться этим актом, но он для него не является обязательным. То есть под подрядными торгами понимается форма размещения заказов на строительство, которая предусматривает выбор подрядчика на выполнение работ на основе конкурса, а сам конкурс здесь приобретает форму тендера. О тендере мне тоже не хотелось бы говорить, потому что принципиально это мало чем отличается от торгов, проводимых в отношении государственных поставок. В итоге на основе тендера договор заключается с тем, кем предложены лучшие условия для выполнения работ, качество, сроки, цена и т.д.

Особенности содержания договора строительного подряда и ответственность сторон за его нарушение. В связи с тем, что предметом договора строительного подряда являются, как правило, большие по объему и сложные по характеру строительные работы, закон придает большое значение технической документации и смете, которые тоже частично могут рассматриваться, как предпосылки самого договора. Техническая документация – это совокупность документов, определяющих объем, содержание работ и предъявляемых к ним требований. Основное ядро технической документации составляет проектная документация. В зависимости от того, насколько сложен строящийся объект, применяется либо одностадийное, либо двухстадийное проектирование. При двухстадийном проектировании помимо самого технического проекта на второй стадии разрабатывается еще специальная  рабочая документация, которая конкретизирует данные, содержащиеся в техническом проекте. А одностадийное проектирование применяется тогда, когда речь о строительстве типовых объектов, относительно не сложных, где не требуется развитие технического проекта в этой рабочей документации. Собственно, последнее и выполняет роль рабочей документации.