Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 7

Эпиктет следующим образом отвечал на вопрос “ Как быть счастливым?” Все жизненные факторы разделяются на две группы: зависящие от человека и независящие от человек

Зависящие от человека

Независящие от человека

1.Суждение

1.Тело, здоровье, болезни, смерть

2.Воля и действие

2.Имущество и положение

3.Желания и чувства

3.Власть и должность

4.Изменение взглядов

4.Общественное мнение о человеке

Эпиктет убеждён, что страдания испытываемые людьми происходят не от второй, а от первой группы жизненных факторов, то есть от наших суждений и чувств по поводу всего происходящего. Человек, если хочет быть счастливым, должен с равнодушием относится к тому, что от него не зависит, он должен обратить самое пристальное внимание на свой внутренний мир, воспитывать в себе здравомыслие, мужественный и энергичный дух, благородность, готовность ко всякому повороту судьбы. При таком самовоспитании исчезнут всякие поводы для раздражения и стресса, результатам чего будет полное спокойствие и счастье. Согласно стоикам счастье целиком зависит от нас в том смысле, что несчастлив лишь тот, кто сам не считает себя счастливым.

Основные идеи средневековой философии(5-15 век).


1.Креостонизм

2.Антропоцентризм

3.Провиденциализм

4.Эсхатология

5.Теория двух истин


В эпоху средневековья в Европе получило распространение христианства, ставшее государственной религией. Христианская церковь оказывала существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего на философскую. Философия на Западе стала деятельностью, которая процветала под покровительством и руководством церкви. В греко-римские времена, как и сегодня философия была в основном независима от религии и основным объектом исследования для философской мысли античности была природа. Античная философия была космоцентрична. В эпоху средневековья философия, оказавшись в жёсткой зависимости от религии, меняет и объект исследования. Бог, а не природа, объект познания для всего средневековья. Эта особенность средневековой философии получила название теоцентризма. От классической философии средневековая философия отличалась тем, что она искала не истину, а способы обоснования догматов религии изложенных в Библии. Философия этого периода придерживалась следующих идей.

1)Суть этой идеи в том, что Бог создал мир из ничего, одной лишь своей волей. Бог постоянно поддерживает существование мира, без него мир не может существовать даже возникнув. Бог – духовная первооснова мира, высшая и неизменная, не от чего не зависящая, высшее благо, истина, красота. Наделение Бога этими характеристиками давало основу для духовного нравственного ориентирования верующих.

2)Суть этой теории в утверждении исключительной роли человека среди творений Бога. Бог сотворил человека не вместе со своими всеми существами, для него Бог выделил специальный день творения (6 день). Человек занимает особое положение в мире. Если все другие материальные системы – лишь просто творения, то человек – венец творения. Он является центром вселенной и конечной целью творения. Он существо, господствующее на Земле. Высший статус человека определяла Библия выражением: “ Человек – образ и подобие Бога”. Божественные качества человека – это разум и воля. Они дают возможность высказывать свои сужденья, различать добро и зло. Свобода воли позволяет сделать выбор в пользу добра или зла. Первые люди выбрали зло, и тем самым совершили грехопадение. С того момента природа человека оказалась испорчена, двойственна. В ней боряться божественные устремления с греховными. Человек сам своими силами не способен преодолеть свои греховные наклонности. Ему постоянно необходима божественная помощь – действие божественной благодати.

3)В соответствии с этой идеей всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей управляло божественное проведение, замысел, по которому на долю людей остаётся либо содействовать осуществлению этого плана, работать на спасение мира и людей, либо противодействовать ему, за что Бог подвергает всевозможным наказаниям.