Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 12

Виднейшим представителем просвещения является Вольтер. Вошел в историю как один из великих писателей Франции, сатирик, полемист и историк. Не будучи, философ создающим новые и основополагающие учения он много сделал для просвещения общества в философии. Как и другие просветители поддерживался идеи перестройки жизни на разумных основаниях в результате распространения научных знаний о человеке и природе среди образованных людей. Особое внимание следует уделять правителям, приобщая их к новейшим достижениям науки и философии. Посвященные монархи и осуществят внедрение разума в повседневную жизнь государства. Так как новые знания о природе и обществе противоречили традиционному христианскому учению, то главную задачу он видел в борьбе с религиозными догмами и предрассудками. Всё его творчество проникнуто антицерковными настроениями. Не отрицая религии, требует религиозной свободы. Выступает против феодального абсолютизма, произвола властей, за политическое равенство людей. Его деятельность способствовала французской революции, реформам в Англии, Германии, России. Философская деятельность Вольтера свидетельствует, что не следует философию занятием кабинетных учёных. Он показывает, что философия может иметь прикладной характер, сильно влияя на ход истории.

Второй представитель, властитель умов своих современников Жан-Жак Руссо. Его идеи вызвали бурю в обществе. Против него оказались церковь и государственная власть с одной стороны и идеология просвещения с другой. В отличии от остальных просветителей с их оптимистической верой в разум, посвящение и прогресс, Руссо увидел обратную сторону этих явлений. Его отличительная черта – страстная критика цивилизации и культуры. “Люди рождаются свободными, равными и непорочными” – исходный тезис его философии. Свобода и равенство являются естественным состоянием человека, потому они представляют естественным правом. Справедливость заключается в обеспечении этого естественного права и допущении только таких его ограничений, на которые в общих интересах согласились сами члены общества. Такое соглашение – общественный договор. Его результат государство для слежения за человеком в обществе и поддержание в нем порядка. Если власть нарушает права людей вполне законно восстание народных масс с целью свержения деспотической власти. Он утверждал противоположное церкви, что всякая власть от бога и бунт против власти – бунт против бога. Это стало лозунгом французской революции: “Свобода, равенство и братство”. Руссо дал необычный ответ, чему содействовали науки и искусства: улучшению или порче нравов. Он противопоставляет первобытного дикаря и цивилизованного человека. В первобытности люди были грубы, но искренни и правдивы. Различия диктовались природой. Теперь все определяется общественным положением, значимостью, богатством. Люди стали лицемерны, лживы, склонны к клевете, порокам и преступлениям. Падение нравов удел цивилизованного общества. Просвещение, развитие наук и искусств содействует падению нравов. большой популярностью пользовались его педагогические идеи. Критиковал методы воспитания, программу образования которые по его мнению превращают естественно добродушного ребёнка в порочного человека. Руссо предлагал изолировать детей от общества, воспитывать на лоне природы без насилия учитывать естественные способности и интересы воспитанника. Причем, он уверен, что в деле формирования личности воспитание всесильно, т.е. если он поставлено надлежащим образом, то все подверженные его воздействию члены общества приобретут прекрасные гражданские качества. Т.е. выражая веру в природу неотъемлемые естественные права он выражал общие взгляды на сущность и роль человека в мире.

Немецкая классическая философия.

1) философия Канта

2) диалектика Георга Гегеля.