Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 17

Каким образом шло развитие форм собственности в истории человеческого общества? Как известно в первобытнообщинном обществе существовала общественная форма собственности. Эта была общественная собственность но, по выражению Маркса: естественно возникшие орудия производства (землю, воду). Люди занимались охотой и собирательством пищи со временем человек перешёл к земледелию и животноводству значительно возросла производительность труда, освободившееся время люди использовали на улучшение своего быта. Появляется ремесло отделившиеся от земледелия ремесло в нем главными средствами производства стали не природные условия, а вещи созданные трудом. Они и становятся объектом частного владения. Возникает вопрос: “Почему переход в материальном производстве от природных естественных средств производства к искусственным созданным человеческим трудом неизбежно приводит к частной собственности? ”. Искусственные  средства производства являются результатом физического труда. Этот труд формирует как общественно-разделенный, т.е. он поделён на конкретные виды труда, каждый из которых специализируется на производстве конкретного продукта. Частная собственность (ЧС) – прямое экономическое выражение общественного разделения труда. Каждый вид труда нуждается в соответствующих видах производства, которые и закрепляются за ним в виде частной собственности работника т.о. частная собственность следствие разделения труда и есть 2-я форма: вещная и денежная. Роль частной собственности в жизни общества не однозначна. С одной стороны она разделяет людей, плодит зависть, конфликты, преступления, делает людей меркантильными, стремящимися обогатится любой ценой и как можно быстрей. С другой стороны она способствует утверждению права, законности, помогает человеку стать личностью, сохранить собственное достоинство и честь т.к. даёт экономическую и Þ социальную защищённость. Она рождает уверенного в себе гражданина, у которого есть что защищать и о чём заботится. Она превращает человека в заинтересованное молящее и инициативное существо. Такая противоречивость делает её дамой человеческого бытия. Но пока никто не доказал, что существование человека может быть не драматическим, что человек может разрешить все проблемы своего существования. Средства и результаты труда в материальном производстве или в вещной форме, или в денежной форме не могут быть объектом общественного присвоения. Что же такое общественная собственность? Это собственность, где каждый собственник всего общественного богатства в его полном объеме и без всякого изъятия. Это не та обезличенная собственность, что всё принадлежит всем и поэтому никому в отдельности, а где каждому принадлежит всё и только по этому всё принадлежит всем. Общественная собственность исключает дележ богатства между людьми, что невозможно при его вещной или денежной форме. Вещи и деньги обязательно будут поделены т.о. существует ли такое богатство, что может принадлежать каждому без ущерба для других. Таким богатством можно назвать науку, научные знания, которые на деле могут принадлежать каждому в полном объеме и без ущерба для других. Научные открытия трудно превратить в объект собственности отдельного человека или группы лиц, хотя это делают, засекречивая информацию, патентуя деятельность, запрещая ...

Маркс считал, что в отдалённой перспективе научный труд станет основным источником общественного богатства. Главной производительной силой общества, сводящей физический труд рабочих к минимуму. И только тогда возникнет реальная возможность для перехода к общественной собственности, но только на духовные факторы. Т.о. на сегодняшнем этапе развития цивилизации возможно существование лишь ЧС. До недавнего времени жили в стране, где её не было. Что же было? Советский вариант собственности назывался общественным, но совершенно ошибочно. Реально это государственная собственность, которая вообще не может быть общественной. Это разновидность частной, но в её худшем варианте. Государство выступает в экономической роли совокупного капиталиста, делая всех граждан в своих рабочих. Эксплуатация человека человеком, заменена человека государством и гораздо более жёсткой. По расчётам советских экономистов доля отчуждённого продукта от производителя составляет: Швеция-20%, США-35%, ФРГ-40%, СССР-92%. Т.о.  результаты экономического развития запада и бывшего СЭВ убедительно доказывают, что экономическая эксплуатация ситорически много ***прогрессивнее эксплуатации государственной и капиталистическая частная собственность прогрессивнее государственной. Поэтому в 1917 Россия сделала шаг назад, и сейчас для выхода из кризиса нет пути, кроме возрождения частной собственности.