Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 19

5. Система воззрений Маркса достаточно противоречива. Маркс прожил сравнительно долго 1818-1883. Это период, отмеченный бурными событиями в политике (буржуазные революции в ряде стран 1848-1849гг.; Парижская коммуна 1871г.). Эти события не могли не оказать влияния на его мировоззрение. Ранний Маркс – теоретик-исследователь, философ и экономист высказавший те оригинальные идеи, о которых говорилось выше. Поздний Маркс – идеолог-политик, революционер. Растущее рабочее движение прождало потребность в теории формулирующей цели, тактический план средство борьбы. Удовлетворить эту потребность и Маркс попытался. И именно в поздних его работах появились идеи, несостоятельность которых явственно проступила при попытках их реализации: 1) Любое общество имеет начало и конец существования. Маркс считал, что капитализм идёт к своему концу, и ускорить этот процесс можно путём пролетарской революции. Но он принял детские болезни капитализма за его ... и старческие немощи. 2) Маркс хорошо различал простое и положительное уничтожение ЧС в поздних работах ставил на первое место. Считал, что уже прошло время для ликвидации ЧС, законостойкости, товарно-денежных отношений, конкуренции рынка. Установление планомерной централизованной организации производства и распределения. К сожалению, нет ни одной политической идеи Маркса, которую бы не использовали в социалистическом строительстве в СССР или других, и которая бы не обернулась пустой тратой сил и средств, экономическим кризисом. Отказ от конкуренции и рынка разорил нашу экономику. Социалистическое монопольное производство – кладбище для передовой техники и научно-технического прогресса. Огосударствление средств производства, централизованное планирование ведёт к свёртыванию хозяйственной инициативы и предприимчивости, распр. Безответственности, равнодушия к труду и его результатам, формированию иждивенческого типа личности. Кроме того, огосударствление средств производства в экономической, но и политической сфере, т.к. оно подрывает экономические основы демократии, ведёт к всевластию государственных органов над жизнью граждан. Создаёт благоприятные условия для произрастания авторитарных и деспотических режимов и культов личностей вождя. Маркс считал, что со старым капиталистическим обществом должно быть покончено пролетарской революцией и установление диктатуры пролетариата. По выражению Ленина диктатура пролетариата – суть учения Маркса. В свою очередь суть диктатуры – насилие. Именно Маркс пришёл к выводу, что революционный террор должен стать оружием в руках победившего пролетариата. Т.е. он призывал разрешать социальные конфликты не путём поиска компромисса и согласия, а насилием. 4) Надежда на переустройство мира Маркс связывал с пролетариатом. В работах он показал, что капитализм ведёт к физической духовной деградации этого класса. Как же из продуктов расхода и разложения буржуазного общества можно построить новое совершенное общество. Рабы не могут построить свободное общество. Пролетариат, получив власть, вместо построения справедливого и благополучного общества занялся истреблением тех, кто по имущественному и образовательному признаку был выше его и создание привилегий для себя.

Проблема специфики российского общества.

1.Основная тема русской философии П. Я. Чаадаев.

2.Теория общественно – экономических формаций. 

3.Сравнительный анализ общества европейского и восточного типа.

4.Историческая и социальная идентификация России.

5.Западники и славянофилы.  

1. Основной чертой своеобразия русской философии является центральная её тема, тема России. Понимая как фундаментальный вопрос об исторической, культурной, религиозной и социальной специфике. Употребляя термин, Россия будем понимать, что речь идёт не только о русских, но и о восточных славянах т.к. у нас общая проблема. Впервые вопрос об особом характере русской национальной культуры стал в острой форме после победы России в войне с Наполеоном в 1814г. русская армия вошла в Париж, но русская культура очевидным образом по-прежнему не могла соперничать с Европой. Эта культурно-психологическая травля нашла наиболее отчётливое выражение в “Философическом письме” П. Я. Чаадаева