Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 4

2)Материализм – одно из главных философских направлений, которое считает основой всего существующего материю, природу, физические объекты. Первые греческие философы – материалисты. Задавались вопросом: “Из чего всё возникает? “ Они искали начало – основы происхождения всех вещей и видели её в конкретном веществе. Первый греческий философ – Фалес – первоосновой считал воду. Другие – воздух, огонь, землю или все четыре сразу. Особый интерес представляет атомистическая теория Демокрита. Он выдвинул гипотезу первоосновы мира в виде мельчайших, чувствительно-невоспринимаемых неделимых частиц вещества. Греческое “ атомос ” – неделимый. Атомов бесконечно много. Они отличаются по внешнему лицу и размерами. Атомы хаотически носятся в пустоте. Движение им присуще изначально. Из случайных сцеплений атомов образуются тела. Мир, в котором мы живем, появился так”: много атомов образовало физическую массу, самые тяжёлые в центре и составили массу земли, лёгкие – вода и воздух. В безграничном пространстве очень много миров подобных нашему миру. И на разных ступенях развития. Чтобы объяснить жизнь, наличие души – Демокрит предположил существование огненных, гладких, очень подвижных круглых атомов. Они рассеяны по всей природе. Всё имеет душу, но больше всего огненные атомы сосредоточены в человеческой душе – 50 % от массы. Смерть человека идёт от потери большого количества атомов. Даже боги, у Демокрита, и те состоят из атомов. В принципе теория Демокрита не нуждалась в фигурах Богов. Достаточно атомов и пустоты. Однако атеизм в те времена был опасен, были случаи, когда философов убивали или изгоняли из родных городов. Поэтому философы-материалисты не отирали существование богов, но помещали их в запредельные миры или между мирами, где они существовали без воздействия на людей и природу.

3)Идеализм появился чуть позже, чем материализм. Он видит существование мира в сознании даже идеальных психических явлениях. В античности появился подвид идеализма – объективный идеализм. Объективный – независящий от человека. Объективный идеализм – философское направление, в основу мира кладёт идеальные явления независящие от сознания человека. Родоначальник объективного идеализма Платон видел основу мира в таких идеальных явлениях, как понятие или идеи. Идеи – это своего рода бестелесные сущности, чувственно не воспринимаемые, безобразные, бесформенные, вечные, независимые полностью, постигаемые только умом. Идеи – причины и образцы всех вещей. Вещи – весьма несовершенные копии своих идеальных прообразов. Чтобы объяснить, как из бестелесных идей  происходят материальные вещи, Платон допускает существование материи, которую он отождествляет с пустотой. Если бы не было идей, то и не было бы и материи, то есть материя вторичная реальность. Соединение идей с материей порождает много конкретных вещей. Душа человека до рождения в царстве идей, с рождения она падает в человеческое тело, как в пещеру или могилу. Тело искажает видение истинной картины мира. Процесс познания – это припоминание душой чего оно видело в царстве идей.

4) Диалектика пытается ответить на вопрос, в каком состоянии находится мир. Утверждает, что всё в мире находится в бесконечном, непрерывном движении, развитии. По сути, все первые греческие философы были диалектиками. Самый яркий – Гераклит. Ему принадлежат афоризмы: “ Всё течёт, всё изменяется ”, “ В одну и туже реку нельзя войти дважды ”. Тем самым он утверждает, что движение – наиболее общее свойство всех вещей природы. Гераклит понял его причину – это борьба противоположностей, которую можно вычленить в любой вещи. Сам процесс движения внутренне противоречив. Движение – единство таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость. Игнорирование одной из сторон, а именно устойчивости и фиксация на изменчивости привело Кратила к парадоксальным идеям. Он утверждал, что нельзя не только войти два раза в одну реку, но и один раз. Уже когда мы входим в реку, она не та самая. Нельзя назвать никакую вещь по имени. Имя одно – вещь меняется. Так что имя неприложимо к ней никогда во время существования. Выход – не называть вещи, а указывать на них пальцем.