Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 13

1)  В 18-19 веке Германия преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции. В философии появились крупные фигуры. Родоначальником немецкой классической философии стал Кант 1721-1804, он занимался не только философией. Он был автором концепции происхождения солнечной системы из огромной газовой туманности. Эта идея одна из фундаментальных в астрономии. В философии он попытался ответить на вопрос, что может знать человек об окружающем мире. По его мнению, мы познаем мир не так какой  он есть на самом деле, а только так как он нам является, вещи воздействуя на наши органы чувств, вызывают хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в порядок силой разума. То, что мы считаем законом природы, это связь вносимая разумом в мир природы и явлений. Т.е. разум прописывает законы. Он так может, т.к. ему присущи врожденные понятия, такие как пространство и время, единства и множества. Таким образом, врожденные понятия основа наших знаний, но с другой стороны они и границы познания. Абсолютное познание окружающих нас вещей и процессов невозможно – они для нас “надменны” (вещь в себе). Нашему знанию доступны только их проявления – феномены. Кант верил в бесконечный процесс познания, но сколько бы не увеличивались наши знания границы его, тем не менее не могут исчезнуть, как не может исчезнуть горизонт. Таким образом, Кант поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого познания, он признал, что действительность бесконечно богаче человеческой теории. Кант констатировал что мир познается таким каким человек может его воспринять, а не таким какой он есть сам по себе. В этике он формулирует правила человеческого поведения. Так называемый категорический императив (поверение). Поступай так, чтобы человек и общество всегда были только целью но не средством, по сути дела эта формулировка философская II-ой Заповеди Христа.

2)  диалектика Г. Гегеля а) понятия и принципы диалектики б) Закон единства и борьбы противоположностей в) Закон взаимопереход количественных измерений в качественные г) Закон отрицания отрицания д) метафизический метод познания и преобразования а) Первоначально термин диалектика обозначал искусство ведения спора путем выявления противоречий во взглядах оппонента, и разрабатывался по преимуществу в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальником диалектики в этом смысле можно считать Сократа. Вместе с тем диалектика разроабатывалась в философии и как учение о развитии. Одним из ярких  представителей в этом смысле явл. Гераклит. Но только Гегель предал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Он сформулировал основные принципы и законы, дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии. Г.Гегель немецкий философ (конец 18 –нач 19вв) вершина немецкой классической философии. В диалектике есть два принципа. Принцип – это основное начало руководящая идея, какой либо научной системы, теории.

1ый принцип – принцип взаимосвязи: согласно которому в мире нет изолированных предметов и явлений, все они взаимодействуют друг с другом. Результат взаимодействия во 2ом принципе – принцип развития необратимого направленного закономерного изменения материальных и идеальных объектов сопровождающимися качественными трансформациями. Это важнейший принцип диалектики, по которому она и называется учение о всеобщем развитии.

б)  Законы диалектики отражают существенные свойства процесса развития. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос. Почему происходит развитие и дает понимание его источника побудительной силы. Основой и причиной всякого развития является борьба противоположных сторон и тенденций того или иного процесса, явления. Основными категориями, которыми пользуется Гегель про характеристике этого закона являются противоположности и противоречия. В любом предмете, явлении можно обнаружить противоположные т.е. коренным образом отличающиеся тенденции и моменты. Они неразрывным образом связанны друг с другом. Если исчезает одна из противоположностей, то вместе с ней прекращает существование другая. Противоположности не только полагают друг друга, но и находятся в состоянии взаимоотрицания, взаимоотталкивания т.е. борьбы взаимоотношения противоположностей, при котором они взаимополагают и взаимоотрицают друг друга Гегель называл противоречием. Именно эти противоречия присущие всем предметам и явлениям действительности, являются внутренней  основой развития мира. Развитие – процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Процесс развертывания противоречий начинается с относительного равновесия сил между противоположностями. В дальнейшем одна из противоположностей начинает доминировать над другой вплоть до ее уничтожения. Происходит разрешение противоречия в результате которого возникают новые противоположности образующие новые противоречия. Итак до бесконечности.