Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 26

2. Фрейд очень высоко оценивал свои научные заслуги и сравнивая их с открытиями Коперника и Дарвина, которые произвели переворот в сознании. Он считал что на протяжении развития научной мысли человеческая самовлюблённость получила два удара: космологический –Коперник, биологический –Дарвин. Но самым ощутимым должен стать удар психологический. Который уберёт представления о возможности человека силой разума и сознания управлять своими эмоциями, отвечать за действия, быть хозяином характера и своей судьбы. Каждый человек по себе знает, что далеко не все действия он может объяснить и назвать причину. Но беспричинных явлений не бывает. Поиски сил движущих людьми против их воли и желания, привели Ф к открытию области психики человека не изучавшейся раньше, но имевшей большое значение для жизни: -бессознательного. Его открытие и исследование его сущности, влияния на индивидуальную и общественную жизнь – его главная заслуга.

То что мы привыкли называть сознанием –психика представляет собой айсберг, под водой у которого бессознательное. В этой части основные запасы психической энергии, инстинкты –врождённые реакции человека на внутреннее и внешнее раздражение, чувства, влечения. Многие инстинкты вообще недоступны сознанию, другие вытеснены сознанием в бессознательное и при этом апосредовано проявляются в сознании окольными путями, в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластию времени. Мысли и желания вытесненные в бессознательное и снова допущенные в сознание через десятилетия не теряют своего эмоционального значения.

Определяя моральный облик бессознательного Ф решил, что оно является резервом, где содержится всё зло человеческой души. Бессознательное он сравнивает с котлом, в котором кипят страсти: эротика, стремление к успеху, зависть, ревность, агрессивность. Причём всегда в запрещённом варианте, ничего не надо было бы прятать всё это даже от себя. Большое разнообразие инстинктов он свёл к двум крупам: поддерживающие жизнь - сексуальные, вызывающие самые разные проявления человеческой любви включая родительскую любовь, дружбу; разрушающие жизнь – деструктивные.

3 Структура личности по Фрейду состоит из трех элементов: Оно, Я, Сверх Я. Оно – первоначальное и фундаментальная часть личности закладываемая в человека природой еще до рождения. Оно содержит все уникальное, специфическое для той или иной личности. Служит источником энергии для нее и целиком бессознательно. Инстинкты содержащиеся в оно побуждают к действиям по удовлетворению желаний. Я – развивается из Оно и в отличие от последнего всегда в контакте с внешним миром. Развиваясь Я постепенно обретает контроль над требованиями Оно, решая: будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно или удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Я- это посредник между Оно и внешней средой, олицетворяет разум и рассудительностью, противоположность Оно содержащему страсти. Оно – руководствуется принципом удовлетворения (хочу), Я противопоставляет ему принцип реальности (можно или нельзя).

Сверх-Я развивается из Я и является судьей и цензором его деятельности и мысли. Это хранилище выработанных обществом и усвоенных человеком моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает 3 функции Сверх-Я: совесть, самообладание, формирование идеала. Как же складываются взаимоотношения между тремя частями структуры личности. Бессознательное влечение исходящее от Оно провоцирует Я к поступкам, отрицательно оцениваемые Сверх-Я. Я мечется между Оно и Сверх-Я, оказываясь в тисках многообразных глубоких противоречий. Сам Фрейд определял Я как “несчастное Я”. Придя к выводу о том, что наша душевная жизнь все время потрясается конфликтами Я пытается гармонизировать отношения между собой, Оно и Сверх-Я, наладить и сохранить душевное равновесие. От ощущения душевного дискомфорта и разлада. Я оберегает себя многими защитными механизмами.