Философия. Её специфика и роль в обществе. Античная философия. Философские учения эпохи Эллинизма. Основные идеи средневековой философии, страница 2

5)Причины существования нефилософских типов мировоззрения в наше время.

1)  Тот круг вопросов, который пытается осмыслить, философия нельзя назвать специфически философическим. Эти вопросы мировоззренческие. Мировоззрение – это набор исходных представлений, система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём. Философия помогает человеку сформировать своё мировоззрение. Однако она появилась на достаточно высоком уровне развития человеческого общества. И задолго до её появления люди пытались найти ответы при помощи магии, мифологии и религии. Магия, мифология религия, философия – это 4 различных способа понимания и объяснения мировоззренческих проблем.

2)Магия – это совокупность верований и специфических колдовских действий, с помощью которых люди пытаются реальным или иллюзорным способом воздействовать на окружающие предметы для достижения нужного результата. Практический компонент в магии превышает теоретический. Магия – это набор действий, а не объяснение почему. Она близкая родственница науки. Обе исходят из признания природных закономерностей. Маг не сомневается, что одни и те же причины вызовут одни и те же следствия, поэтому свершение обряда приведёт к желаемому результату. Магия в отличие от науки допускает существование духов, но не считает их всемогущими. Духи, с точки зрения мага, также подчиняются природным закономерностям. Поэтому отношение мага к духам своеобразное: им можно молиться и поклоняться, с другой стороны их можно обидеть – заставить исполнить желание. Магия дала мощный толчок к накоплению знаний. Колдуны явились прямыми предшественниками врачей и учёных. Магия отличается от науки тем, что может устанавливать ошибочные связи между сходными явлениями. Долгие годы магию считали пережитком, суеверием непросвещённых людей. В последнее время с ослаблением примитивно-оптимистической пропаганды становится всё более ясно, что существует большое количество сил и явлений неизвестных современной науке. И существует круг людей умеющих использовать эти силы. Маги, обладая экстрасенсорными способностями, добиваются желаемого результата, используя большое количество природных сил.

3)Неудачи магических действий приводили людей к выводу, что в мире есть существа более могущественные, чем люди, от которых зависит ход природных явлений. Непринуждённая манера держать себя с духом, сменяется глубочайшим почтением к неведомым таинственным силам. В мифологии значительным образом увеличивается теоретический компонент. Мифология – это комплекс сказаний, отвечающих на вопросы по происхождению мира, возникновения новых живых существ и человека, о культурных достижениях людей. Мифология – это фантастически-сказочное отражение действительности в виде конкретных легко представляемых образов. Порождённые фантазией человека, мифологические существа – боги, духи, герои, наделенные характерными чертами их судьбы схожи с судьбами людей. Мифологическое объяснение мира несложно и понятно даже ребёнку.

Особенностью мифологического мировоззрения является то, что люди верят в подлинность событий, о которых говорит миф. Эта вера не случайна, так как в мифологической форме люди пытались сохранить и передать сведения разных реальных событий очень важных, повлиявших на их жизнь. В мифологической оболочке зашифрованы исторические факты. Мифы не только объясняют мир, они утверждают определенную систему ценностей, предписывают определённые нормы поведения, формируют мировоззрение людей, воспитывая их. Мифология способствует сохранению порядка и стабильности в обществе.

4) Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественное. Сверхъестественное не подчиняется земным законам мира и способно нарушать протекание природных процессов, даже творить чудеса. Для верующих сверхъестественное – это, прежде всего Бог (может быть дьявол, духи, ангелы). Во многих религиях Бог не имеет никаких земных человеческих характеристик. Любая религия базируется на системе догматов, то есть принимаемых на веру без критического разбора утверждений. Философия же критически разбирает любую идею утверждения.